Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1115644-7 "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях оптимизации досудебного судопроизводства.
С 1 января 2012 г. к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации отнесены все тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних.
В ходе расследования преступлений указанной категории следователями Следственного комитета Российской Федерации достаточно часто выявляются иные преступления небольшой и средней тяжести, которые подследственны им только по решению прокурора.
К ним относятся преступления, предусмотренных статьями 125 (оставление в опасности), 151 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК).
В ряде случаев преступления, предусмотренные статьей 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) УК, выявляются следователями Следственного комитета Российской Федерации в связи с расследованием переданных по решению прокурора уголовных дел о преступлениях, не отнесенных к их подследственности, поэтому производство ими предварительного следствия по уголовным делам об этих преступлениях также требует соответствующего решения прокурора.
При расследовании уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении них, следователями за 9 месяцев 2020 г. выявлено 23 сообщения о преступлении, предусмотренном статьей 125 УК (в 2019 году - 27), 77 сообщений о преступлении, предусмотренном статьей 151 УК (в 2019 году - 74), 345 сообщений о преступлении, предусмотренном статьей 156 УК (в 2019 году - 466).
Законопроектом предлагается предоставить следователям Следственного комитета Российской Федерации право производства предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 125, 151 и 156 УК, в случае их выявления в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.
К их подследственности также планируется отнести дела о преступлениях, предусмотренных статьей 150 УК, в случае выявления ими в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором.
Принятие законопроекта позволит усилить защиту несовершеннолетних потерпевших, особенно в случаях совершения общественно опасных деяний лицами, обязанными заботиться о них, воспитывать, осуществлять надзор, а также предотвратит дальнейшее травмирование и виктимизацию личности потерпевшего.
Реализация законопроекта будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, выделенных Следственному комитету Российской Федерации, и не потребует дополнительного финансирования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.