Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1116389-7 "О самоходных машинах и других видах техники"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - законопроект) подготовлен Минсельхозом России в соответствии с пунктом 90 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Регламентация вопросов проверки технического состояния и регистрации самоходных машин исторически осуществлялась на ведомственном уровне. Так, постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1969 г. N 122 (далее - Постановление N 122) было поручено Министерству сельского хозяйства СССР по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Юридической комиссией при Совете Министров СССР в месячный срок разработать и утвердить положение о госсельтехнадзоре. Министерством внутренних дел СССР были разработаны Типовые правила регистрации тракторов, самоходных шасси и тракторных прицепов предприятий, учреждений и организаций СССР (кроме сельскохозяйственных). В соответствии с Постановлением N 122 были созданы инспекции госсельтехнадзора, которые осуществляли не только проверку технического состояния и соблюдения правил технической эксплуатации и хранения тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин и оборудования, но и выдачу колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям и организациям независимо от их ведомственной принадлежности единых номерных знаков на тракторы, самоходные шасси и тракторные прицепы.
В настоящее время региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в соответствии с подпунктом 57 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законодательный акт федерального уровня, регламентирующий вопросы допуска к эксплуатации, технического состояния, государственной регистрации и технического осмотра самоходных машин и других видов техники, в настоящее время отсутствует.
На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ субъекты Российской Федерации в условиях отсутствия соответствующего федерального закона осуществляют в данной сфере собственное правовое регулирование, что на практике приводит к различным подходам к осуществлению деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, включая деятельность, связанную с допуском к эксплуатации, эксплуатацией самоходных машин и других видов техники, государственной регистрацией и учетом самоходных машин и других видов техники, техническим осмотром и региональным государственным надзором в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
В целях создания надлежащей правовой базы по регулированию отношений, связанных с техническим состоянием и эксплуатацией самоходных машин и других видов техники, а также реализации государственной политики в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники разработан законопроект.
Законопроектом устанавливаются правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Законопроект определяет не только полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области надзорных (контрольных) функций, но и иные полномочия указанных органов.
К иным полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, относятся государственная регистрация и учет, технический осмотр, выдача удостоверений тракториста-машиниста.
Законопроект содержит основные положения в области государственной регистрации и учета самоходных машин и других видов техники, их технического состояния и эксплуатации.
Справочно:
На основе сводных данных форм отчетности органов гостехнадзора в 2019 году в Российской Федерации функционировало 85 региональных органов гостехнадзора субъектов Российской Федерации, 1657 районных и городских инспекций гостехнадзора.
Органами гостехнадзора субъектов Российской Федерации в 2019 году зарегистрировано 2476,9 тыс. самоходных машин (2446,2 тыс. - в 2018 году) и 545,1 тыс. прицепов к ним (541,7 тыс. - в 2018 году), из них 1260,9 тыс. тракторов (1266,4 тыс. - в 2018 году), 463,7 тыс. дорожно-строительных и мелиоративных машин (463,5 тыс. - в 2018 году) и 596,8 тыс. прочих самоходных машин (560,9 тыс. - в 2018 году).
Положения законопроекта затрагивают также отношения в сфере безопасности труда трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, порядок и условия допуска работников к эксплуатации такой техники, включая требования к состоянию их здоровья.
Справочно:
В 2019 году органами гостехнадзора субъектов Российской Федерации выдано более 430,2 тыс. удостоверений (в 2011 году - 380 тыс. удостоверений).
С учетом специфики эксплуатации самоходных машин и других видов техники в законопроекте содержатся основные положения, регламентирующие вопросы, связанные с запрещением эксплуатации техники.
Справочно:
В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов гостехнадзора, в 2019 году была запрещена эксплуатация около 6 тыс. единиц техники (в 2011 году - около 140 тыс. единиц техники).
Законопроект содержит положения о техническом состоянии, обслуживании и ремонте самоходных машин и других видов техники.
Справочно:
В 2019 году владельцами самоходных машин и других видов техники представлено на технический осмотр 1128,4 тыс. самоходных машин и 237,6 тыс. прицепов. По результатам технического осмотра составлены акты технического осмотра на 80,1 тыс. самоходных машин и 21,5 тыс. прицепов.
Законопроект направлен на повышение уровня правового регулирования отношений по осуществлению регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В законопроекте устанавливаются обязательные требования для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Ответственность за нарушения обязательных требований предусмотрена статьей 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Справочно:
В рамках осуществления регионального государственного надзора в 2019 году должностными лицами органов гостехнадзора субъектов Российской Федерации привлечено к административной ответственности по статье 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свыше 39 тыс. граждан и 4,5 тыс. должностных лиц. Сумма административного штрафа, наложенного в 2019 году на граждан, составила 9,5 млн. рублей, на должностных лиц - 3,4 млн. рублей.
Законопроект одобрен рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере животноводства и растениеводства в полном составе (протокол от 29 июня 2020 г. N 26/ЗО-ПС).
Положения, вводимые законопроектом, вступают в силу по истечении двенадцати месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - Федеральный закон). Наличие переходного периода позволит собственникам (владельцам) самоходных машин и других видов техники адаптироваться к вводимым законопроектом положениям.
Предлагаемые законопроектом положения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлечет изменений доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Реализация предусмотренных законопроектом полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
В целях проведения оценки регулирующего воздействия и независимой антикоррупционной экспертизы законопроект размещался на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники", составлен с учетом действующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. N 1503 "Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники", от 21 сентября 2020 г. N 1507 "Об утверждении Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники" и от 23 сентября 2020 г. N 1540 "Об утверждении Правил осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники"
Принятие и реализация Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники" не повлекут дополнительных расходов средств федерального бюджета, а также расходов, связанных с развитием федеральной государственной информационной системы учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним, введенной в эксплуатацию на основании приказа Минсельхоза России от 16 января 2015 г. N 9 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники"
Принятие Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Срок подготовки |
Сведения об исполнителях |
Краткое описание проекта акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450" |
В течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - закон) |
Минсельхоз России Минфин России Минэкономразвития России |
Обоснованием необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации является статья 4 закона. Целью внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации является приведение Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации в соответствие с законом в части наделения полномочием по осуществлению функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966" |
В течение шести месяцев со дня принятия закона |
Минсельхоз России Минпросвещения России Рособрнадзор Минфин России Минэкономразвития России |
Обоснованием необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации является статья 3 закона. Целью внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации является приведение Положения о лицензировании образовательной деятельности в соответствие с законом в части включения в перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, наличия свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения соответствующими органами вопроса об аккредитации и выдаче указанным организациям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 796" |
В течение шести месяцев со дня принятия закона |
Минсельхоз России МВД России Минцифры России Минэкономразвития России Минздрав России Минпросвещения России |
Обоснованием необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации является статья 15 закона. Целью внесения изменений является утверждение порядка выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверений с учетом требований указанной статьи |
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним" |
В течение шести месяцев со дня принятия закона |
Минцифры России Минсельхоз России Минэкономразвития России |
Обоснованием необходимости принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации является статья 8 закона. Целью принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации является утверждение Положения о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним, определение участников такой системы, требований к ее эксплуатации, в том числе сбору, обработке, хранению и использованию содержащейся в ней информации, доступу к такой информации |
5. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники" |
В течение шести месяцев со дня принятия закона |
Минсельхоз России МВД России Минпромторг России |
Обоснованием необходимости принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации является статья 13 закона. Целью принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации является утверждение перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники с учетом специфики условий их эксплуатации |
6. |
Приказ Минсельхоза России "Об утверждении типовых программ профессионального обучения трактористов, машинистов и водителей самоходных машин" |
В течение шести месяцев со дня принятия закона |
Минсельхоз России Минпросвещения России |
Обоснованием необходимости принятия ведомственного нормативного правового акта является статья 4 закона. Целью принятия ведомственного нормативного правового акта является разработка и утверждение типовых программ профессионального обучения трактористов, машинистов и водителей самоходных машин |
7. |
Приказ Минсельхоза России "Об установлении Порядка выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин" |
В течение шести месяцев со дня принятия закона |
Минсельхоз России Минпросвещения России |
Обоснованием необходимости принятия ведомственного нормативного правового акта является статья 4 закона. Целью принятия ведомственного нормативного правового акта является установление Порядка выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин |
8. |
Приказ Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 15 июня 2015 г. N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)" |
В течение шести месяцев со дня принятия закона |
Минздрав России Минсельхоз России |
Обоснованием необходимости принятия ведомственного нормативного правового акта является статья 14 закона. Целью принятия ведомственного нормативного правового акта является утверждение формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у трактористов, машинистов и водителей самоходных машин (кандидатов в трактористы, машинисты и водители самоходных машин) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению самоходными машинами |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.