Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время заказчики при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе предъявлять любые требования к банковским гарантиям (размер, форма, порядок предоставления, срок действия) и банкам, выдающим их, что, в том числе приводит к установлению требований, совокупности которых могут соответствовать банковские гарантии, выданные исключительно приемлемыми для заказчика крупнейшими банками.
В практике встречаются случаи, при которых устанавливаются требования к наличию у банка действующего кредитного рейтинга одного из рейтинговых агентств S&P, Moody's или Fitch на уровне не ниже "ВВ-", а при отсутствии установленных рейтингов для банка со стороны всех рейтинговых агентств у банка должен быть рейтинг Эксперт РА не ниже "А++", капитал не менее 60 млрд. рублей, собственные средства (капитал) в размере не менее 10 млрд. рублей.
Указанные требования влекут существенные сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.
Законопроект в целях расширения субъектам МСП доступа к участию в закупках предусматривает возможность предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона N 44-ФЗ.
Принятие Законопроекта обеспечит унификацию требований к банкам, уполномоченным на выдачу банковских гарантий для целей обеспечения заявок, исполнения контрактов (договоров), при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ.
Законопроект направлен на исключение предоставления подложных банковских гарантий, поскольку Законопроект предусматривает принятие исключительно банковской гарантии, включенной в реестры банковских гарантий, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.
Требования к содержанию банковских гарантий, предоставляемых субъектами МСП, предполагается унифицировать с соответствующими требованиями, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, в том числе в части:
права заказчика на взыскание в бесспорном порядке денежных средств со счета банка, если банком не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, соответствующее условиям такой банковской гарантии и направленное до окончания ее срока действия (по аналогии с частью 3 статьи 45 Закона N 44-ФЗ);
перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии (по аналогии с пунктом 7 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ);
срока действия банковской гарантии (по аналогии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
условия, предусматривающего вступление в силу банковской гарантии по обязательству участника закупки, возникшему из договора, предусмотренного частью 29 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ, в день заключения такого договора (по аналогии с пунктом 6 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ);
запрета на включение условий о представлении банку судебных актов, подтверждающих неисполнение участником такой закупки обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (по аналогии с частью 4 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
Установление предлагаемых требований повысит их доступность для субъектов МСП и позволит снять барьеры для участия в закупках, проводимых отдельными видами юридических лиц.
В целях недопущения необоснованных отказов в принятии заказчиками банковских гарантий при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ Законопроект предусматривает наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению типовой формы банковской гарантии, используемой для целей Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ.
С целью обеспечения планомерной подготовки заказчиков к реализации предлагаемых нововведений Законопроектом предусмотрен переходный период для его вступления в силу.
В Законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), утверждающее:
типовую форму банковской гарантии для целей Закона N 223-ФЗ;
форму требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии для целей Закона N 223-ФЗ;
дополнительные требования к банковской гарантии для целей Закона N 223-ФЗ;
перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии для целей Закона N 223-ФЗ.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Минфин России. Федеральный орган исполнительной власти - соисполнитель - ФАС России.
Срок подготовки указанного постановления Правительства Российской Федерации - не позднее 60 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающее утверждение типовой формы банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и требований к ведению реестров банковских гарантий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, для целей Закона N 223-ФЗ
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанного нормативного правового акта, является Минфин России. Федеральный орган исполнительной власти - соисполнитель - ФАС России.
Срок подготовки указанного постановления Правительства Российской Федерации - не позднее 60 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.