Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 16 февраля 2021 г. N 3.1-05/501
по проекту федерального закона N 1060950-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 16 февраля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1060950-7) внесен в Государственную Думу 23 ноября 2020 года депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, А.К. Исаевым, И.В. Белых, Д.И. Савельевым, А.В. Чепой, А.Л. Шхагошевым, сенаторами Российской Федерации А.А. Климовым, О.В. Мельниченко под наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения ответственности за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента" и был принят Государственной Думой 24 декабря 2020 года в первом чтении, 16 февраля 2021 года - во втором и третьем чтениях.
Рассматриваемый Федеральный закон направлен на обеспечение реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 481-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности", которым установлен ряд новых обязанностей некоммерческих организаций, незарегистрированных общественных объединений и физических лиц, касающихся получения ими иностранного финансирования и участия в политической деятельности на территории Российской Федерации, а также уточнен порядок освещения их деятельности в средствах массовой информации.
Для этого рассматриваемый Федеральный закон дополняет статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новыми частями 2.1 - 2.3, предусматривающими установление административной ответственности за распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых ими материалов без указания на то, что указанные некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняют функции иностранного агента. Ответственность за совершение указанных правонарушений устанавливается в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Одновременно Федеральный закон дополняет КоАП РФ новыми статьями, устанавливающими ответственность за нарушение порядка деятельности общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица, получающего денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвующего в политической деятельности на территории Российской Федерации (статья 19.7.5-3 КоАП РФ), а также за нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента (статья 19.7.5-4 КоАП РФ).
При этом в целях обеспечения единообразия диспозиций административных норм при установлении административной ответственности за производство и (или) распространение материалов как незарегистрированным общественным объединением, так и некоммерческой организацией, выполняющими функции иностранного агента, Федеральный закон излагает часть 2 статьи 19.34 КоАП РФ в новой редакции, а также дополняет названную статью КоАП РФ новой частью 3.
В частности, Федеральным законом административная ответственность устанавливается за:
- непредставление или несвоевременное представление общественным объединением, функционирующим без приобретения прав юридического лица, получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвующим в политической деятельности на территории Российской Федерации, а также физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления уполномоченным органом своей законной деятельности, либо представление в уполномоченный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, либо нарушение порядка представления таких сведений, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 1 статьи 19.7.5-3, часть 1 статьи 19.7.5-4 КоАП РФ);
- неисполнение физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, обязанности по указанию этого статуса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 19.7.5-4 КоАП РФ);
- производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, некоммерческой организацией, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, материалов или их распространение, либо направление таким общественным объединением, такой некоммерческой организацией материалов в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (часть 2 статьи 19.7.5-3, новая редакция части 2 статьи 19.34 КоАП РФ);
- производство учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, такой некоммерческой организации, при осуществлении ими политической деятельности материалов или их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет", либо направление указанными лицами материалов, связанных с осуществлением ими политической деятельности, в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, такой некоммерческой организации (часть 3 статьи 19.7.5-3, часть 3 статьи 19.34 КоАП РФ).
Ответственность за совершение указанных правонарушений устанавливается в виде предупреждения или наложения административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Кроме того, Федеральным законом вносится изменение в часть 3 статьи 19.34.1 КоАП РФ, предусматривающее исключение граждан и должностных лиц из числа субъектов административной ответственности по части 3 статьи 19.34.1 КоАП РФ за грубое нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента. При этом штрафные санкции, налагаемые на юридических лиц за совершение указанных административных правонарушений, сохраняются в действующем размере (в размере пяти миллионов рублей).
В целях обеспечения механизма реализации новых норм КоАП РФ Федеральный закон рассмотрение дел об указанной категории административных правонарушений относит к исключительной компетенции судей районных судов, а полномочиями по составлению протоколов наделяет должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Для этого Федеральным законом вносятся соответствующие изменения в части 1 и 3 статьи 23.1, а также пункты 4 и 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Внесение названных изменений позволит в должной мере обеспечить реализацию превентивной функции административной ответственности в части соблюдения обязанностей и запретов, связанных с деятельностью лиц, получающих финансирование из иностранных источников и участвующих в политической деятельности на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2021 года.
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.