Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 992248-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается уточнить и унифицировать положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), связанные с привлечением к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и рассмотрением указанных дел.
Проектными изменениями в часть 1 статьи 14.57 Кодекса кредитные организации включаются в число субъектов административного правонарушения, предусмотренного указанной частью. Обосновывается данный подход тем, что перечисленные в статье 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) меры, которые Банк России может применить к кредитным организациям, является его правом. При этом не учтено, что согласно статье 41 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 74-ФЗ "О банках и банковской деятельности" надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора и осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 1 мая 2019 года N 74-ФЗ" следует читать "2 декабря 1990 г. N 395-I"
Следует отметить, что введение административной ответственности кредитных организаций не лишает Банк России ни его обязанностей по осуществлению надзора за деятельностью кредитных организаций, ни его прав по применению к виновным мер, перечисленных в статье 74 Федерального закона N 86-ФЗ. Таким образом, при одновременной реализации проектных изменений и названного права Банка России может возникнуть правовая неопределенность в отношении привлечения кредитной организации к ответственности. С учетом этого проектные изменения части 1 статьи 14.57 Кодекса и нормы статьи 74 Федерального закона N 86-ФЗ нуждаются в согласовании.
Кроме того, следует учитывать меры, которые Банк России полномочен применить - штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала может значительно превышать размер административного штрафа, предусмотренного в проектном изменении абзаца второго статьи 14.57 Кодекса.
В соответствии с положениями проекта признаются утратившими силу часть 5 статьи 15.26.1, часть 2 статьи 15.26.2, часть 5 статьи 15.38 Кодекса, предусматривающие ответственность микрофинансовой организации, ломбарда, кредитного кооператива в случае совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе). В связи с этим обращаем внимание, что указанное законодательство на основании статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" состоит не только из названного Федерального закона, но и в том числе из Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ), а также других федеральных законов, регулирующих соответствующие отношения. При этом, например, на основании статьи 12.1 Федерального закона N 151-ФЗ определены действия микрофинансовой организации после возникновения просрочки исполнения обязательства заемщика - физического лица в том числе по возврату суммы займа по договору потребительского займа, связанные с начислением заемщику - физическому лицу неустоек (штрафов, пени) и иных мер ответственности.
Кроме этого следует учитывать, что в части 1 статьи 14.57 Кодекса ответственность устанавливается за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Следует отметить, что согласно статье 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности (действий, направленных на возврат просроченной задолженности) осуществляется, в том числе, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. То есть данный Федеральный закон не исключает регулирование вопросов возврата задолженности иными федеральными законами.
С учетом изложенного нуждается в уточнении необходимость признания утратившими силу вышеназванных норм Кодекса и однозначная взаимосвязь такого признания с целью установления равной ответственности кредитных организаций и иных субъектов за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. В противном случае перечисленные федеральные законы должны быть согласованы между собой и должна быть скорректирована диспозиция части 1 статьи 14.57 Кодекса в части уточнения отрасли законодательства.
В статье 23.74 Кодекса нет необходимости вносить изменения в связи с предлагаемым признанием утратившей силу части 5 статьи 15.38 Кодекса.
Полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса в части назначения административных штрафов предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида (проектная статья 29.90 Кодекса). Данным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба судебных приставов, Положение о которой (Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316) не предусматривает ее полномочий по контролю (надзору) за деятельностью кредитных организаций, микрофинансовых организаций, ломбардов и кредитных кооперативов. Надзор за их деятельностью осуществляет Банк России (статья 76.1 Федерального закона N 86-ФЗ, статья 14 Федерального закона N 151-ФЗ, статья 2.3 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах", от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", статья 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", статья 40.2 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). В связи с изложенным основание наделения Федеральной службы судебных приставов правом рассматривать дела об административных правонарушениях указанных категорий виновных лиц нуждается в уточнении, поскольку неясно соотношение осуществления банковского надзора и наделения полномочиями указанного федерального органа исполнительной власти по рассмотрению вышеназванных дел, также связанных, по своей сути, с осуществлением банковского надзора.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "проектная статья 29.90 Кодекса" следует читать "проектная статья 23.90 Кодекса"
В связи с предлагаемым признанием утратившей силу части 5 статьи 15.26.1 Кодекса следует внести соответствующее изменение в часть 1.3-1 статьи 32.2 Кодекса.
Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке.
Учитывая, что в проекте определены положения, относящиеся к деятельности Банка России (проектные изменения статьи 23.74 Кодекса), является необходимым соблюдение требований статьи 7 Федерального закона N 86-ФЗ, на основании которых проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.