Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1063011-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) изменения, уточняющие требования к транспортированию отходов производства и потребления, в том числе предусматривающие, что данное транспортирование осуществляется с учетом правил перевозки грузов, установленных для автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного и морского транспорта.
Обращаем внимание, что в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (статья 2) под грузом подразумевается совокупность объектов, в том числе "отходы производства и потребления". При этом перевозка опасных грузов, в том числе "отходов производства и иной деятельности" регулируется Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 05.04.1996 N 15) (статья 3 Устава). В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (статья 2) груз определяется как "материальный объект". В Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, упоминаются "отходы". В Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации и утвержденных в соответствии с ним правилами перевозок, в том числе "опасных грузов" (см. статью 86), понятие "отходы производства и потребления" не используется.
В целях однозначного толкования правоприменителями проектируемых норм в указанные федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты потребуется внесение соответствующих изменений.
Согласно проектируемому пункту 3 статьи 16 Федерального закона образцы специальных отличительных знаков и порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
В статье 5 Федерального закона, определяющей полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами, такие полномочия отсутствуют, и проектом соответствующие изменения в нее не вносятся. В абзаце шестнадцатом данной статьи содержится указание на иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия. Однако обращаем внимание, что в данном контексте понятие "законодательство Российской Федерации" не включает Федеральный закон, так как исходя из других его положений следует, что когда учитывается регулирование, предусмотренное Федеральным законом, применяются формулировки "настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (статья 13.5), "настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (статья 14.1), "настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами" (статья 24).
Замечаний юридико-технического характера по проекту не имеется.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.