Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 1025622-7 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (об уточнении видов объектов, не подлежащих экспертизе), внесённому С.Ф. Лисовским в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 1025622-7 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (об уточнении видов объектов, не подлежащих экспертизе), (далее - законопроект), внесённый С.Ф. Лисовским в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), предусмотрев, что экспертиза не проводится в отношении проектной документации жилых домов с количеством этажей не более чем три состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке или имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на установление возможности для застройщика формировать как отдельные земельные участки, так и единый земельный участок для строительства на нем жилых домов блокированной застройки.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ, жилые дома блокированной застройки представляют собой жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
При этом в настоящее время в зависимости от архитектурно-планировочных решений жилые дома блокированной застройки могут являться либо многоквартирными домами (в случае если строительство осуществлялось в рамках Свода правил N 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного приказом Минстроя России от 3 декабря 2016 года N 883/пр), либо совокупностью одноквартирных жилых домов (в случае если строительство осуществлялось в рамках Свода правил N 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНИП. 31-02-2001", утвержденного приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года N 725/пр).
Под многоквартирным домом в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" понимается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Таким образом, проектируемой нормой допускается возможность нахождения жилого дома блокированной застройки на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности. При этом отличительной особенностью отнесения жилого дома блокированной застройки к тому или иному чипу является наличие или отсутствие общего имущества, в том числе земельного участка, наличие которого свойственно только многоквартирным домам. Полагаем, что внесение предлагаемого законопроектом изменения приведет к правовой неопределенности при разграничении понятий "многоквартирный дом" и "жилой дом блокированной застройки" и вызовет трудности в правовом регулировании правоотношений, возникающих в связи со строительством указанных объектов капитального строительства.
Также необходимо отметить, что поскольку одним из признаков, отличающих жилой дом блокированной застройки от многоквартирного жилого дома, является наличие отдельного земельного участка под ним, принятие предусмотренного проектом федерального закона изменения может привести к злоупотреблению со стороны недобросовестных застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных жилых домов под видом жилых домов блокированной застройки, проектная документация которых не подлежит экспертизе, в отличие от проектной документации многоквартирных жилых домов, что в свою очередь будет способствовать появлению объектов капитального строительства, не отвечающих требованиям обеспечивающим безопасность проживания граждан.
В этой связи, законопроект Комитетом не поддерживается.
На законопроект также имеется отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет предлагает отклонить проект федерального закона N 1025622-7 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации", при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.