Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1119605-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Концепцией проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Проект) предусмотрено расширение функционала банковских платежных агентов (субагентов) путем предоставления им права приема наличных денежных средств от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей для зачисления сумм принятых наличных на банковские счета таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Поправки направлены на устранение одной из существенных проблем для малого и микробизнеса, связанной с высокой административной и финансовой нагрузкой при внесении наличной выручки на счет, а также недостаточным количеством отделений и устройств для приема наличности в шаговой доступности.
Малые и микропредприятия на сегодня занимают существенную долу бизнеса. Зачастую расходы на инкассацию достигают 20% выручки таких предприятий и складываются из нескольких составляющих - кассовое обслуживание, затраты на перевозку, пересчет наличности и т.д. Высокие расходы способствуют тому, что многие организации отказываются от внесения наличных на счет и ведут расчеты наличными в нарушение закона, что способствует росту теневой экономики.
Текущее законодательство, а также подзаконные акты Банка России разрешают вносить выручку на счет организации через автоматическое приемное устройство, принадлежащее кредитной организации, что, несомненно, способствует снижению расходов на инкассацию. Однако, на сегодняшний день, только крупнейшие кредитные организации с разветвленной сетью и инфраструктурой способны обеспечить расстановку и содержание таких устройств.
При этом многие банки не имеют ресурсов на поддержание такой сети собственных автоматических приемных устройств, но имеют разветвленную сеть банковских платежных агентов (субагентов) с большим количеством банкоматов по всей территории Российской Федерации, в том числе в удаленных регионах. Использование оборудования банковских платежных агентов (субагентов) для внесения наличной выручки позволило бы организациям в любое время сдавать наличные денежные средства для зачисления на свой расчетный счет в шаговой доступности, даже в случае отсутствия в регионе отделения того банка, в котором открыт счет.
Вместе с тем, Проектом предусмотрен механизм заключения межбанковских соглашений, что позволит обеспечить доступ к инфраструктуре банкоматов банковских платежных агентов (субагентов) для организаций, являющихся клиентами любой кредитной организации.
Поскольку действующая редакция Федерального закона "О национальной платежной системе" предусматривает в отношении банковских платежных агентов (субагентов) право осуществлять прием наличных денежных средств только от физических лиц, Проектом предусмотрено расширение данной функции путем предоставления банковским платежным агентам (субагентам) права от имени кредитной организации осуществлять прием наличных денежных средств от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей для зачисления на их счета.
Принятие предлагаемых Проектом поправок будет способствовать снижению нелегального оборота наличной выручки, повышению доступности финансовых услуг в отдаленных регионах, минимизации расходов на инкассацию, в первую очередь, для малого и микробизнеса, развитию и укреплению финансового рынка.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативно правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативно правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.