Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения, направленные на уточнение понятий "детско-юношеский спорт", "дополнительная образовательная программа спортивной подготовки", "спортивная подготовка", "тренер-преподаватель", "федеральные стандарты спортивной подготовки", "школьный спорт", а также на регулирование отношений, связанных со спортивной подготовкой и дополнительными образовательными программами в области физической культуры и спорта.
Используемое в законопроекте понятие "организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки" нуждается в согласовании с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), устанавливающими, что образовательную деятельность в Российской Федерации осуществляют "образовательные организации" и "организации, осуществляющие обучение".
Обращаем внимание, что проектный пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ), вместо понятия "программа спортивной подготовки" вводит новое понятие "дополнительная образовательная программа спортивной подготовки", при этом в пункте 8 части 1 статьи 9 Федерального закона N 329-ФЗ (в ред. Федерального закона N 524-ФЗ) сохраняется формулировка "программы спортивной подготовки".
Представляется, что исходя из проектного содержания понятий "дополнительная образовательная программа спортивной подготовки" и "спортивная подготовка", содержащихся в проектных пунктах 10 и 15.1 статьи 2 Федерального закона N 329-ФЗ, деятельность в профессиональном спорте и спорте высших достижений не может основываться исключительно на "дополнительных образовательных программах спортивной подготовки".
Проектная редакция пункта 15.1 статьи 2 Федерального закона N 329-ФЗ содержит формулировку "процесс обучения и воспитания (учебно-тренировочный процесс)". При этом соответствующие изменения не вносятся часть 3 статьи 29 Федерального закона N 329-ФЗ.
В проектном пункте 23.3 статьи 2 Федерального закона N 329-ФЗ содержится понятие "тренер-преподаватель", которое по своему содержанию практически идентично термину "педагогический работник", предусмотренному пунктом 21 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ. Учитывая изложенное, полагаем, что это понятие нуждается в корректировке с точки зрения более точного определения его содержания, в том числе с учетом предусмотренного пунктом 24 статьи 2 Федерального закона N 329-ФЗ определения понятия "тренер".
Проектной частью 1 статьи 34.1 Федерального закона N 329-ФЗ предусматривается, что спортивная подготовка в Российской Федерации осуществляется, в частности, на основании государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере организациями, реализующими "дополнительные образовательные программы спортивной подготовки". Между тем данная формулировка может повлечь правовую неопределенность с учетом того, что исходя из статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе при формировании государственного (муниципального) социального заказа на 2021 - 2024 годы на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" положения названного Федерального закона на сферу образования не распространяются.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.