Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1042540-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу гарантий депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов представительных органов муниципальных образований) внесен Думой Астраханской области
(утв. решением Комитета от 19 января 2021 г. N 156/04)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1042540-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлен на совершенствование правового регулирования деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для осуществления своих полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
Данные нормы были внесены в Федеральные законы N 184-ФЗ и N 131-ФЗ в апреле 2020 года в целях урегулирования отношений, возникающих при осуществлении депутатской деятельности региональными и местными депутатами.
Представленным законопроектом пункт 1.1 статьи 13 Федерального закона N 184-ФЗ и часть 5 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ дополняются положениями, в соответствии с которыми депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, и депутаты представительных органов муниципального образования, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, должны заблаговременно уведомлять работодателя о планируемом отсутствии на рабочем месте в связи с исполнением депутатских полномочий с одновременным предоставлением подтверждающих документов. Участие депутата во встречах с избирателями подтверждается соответствующим протоколом.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Согласно статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Закрепление требования о заблаговременном уведомлении работодателя о планируемом отсутствии работника на рабочем месте не может влиять на реализацию установленных федеральным законодательством гарантий сохранения места работы (должности), в связи с чем является избыточным.
Законопроектом устанавливается, что участие депутата в заседаниях, совещаниях и в иных мероприятиях подтверждается письмом, направляемым председательствующим на соответствующем заседании, совещании либо организатором мероприятия в адрес работодателя депутата по требованию депутата. Однако законопроектом не урегулирован вопрос необходимости направления работодателю соответствующего письма в случае, если организатором мероприятия является сам депутат. Кроме того законодательством не предусмотрена ответственность за невыполнение требования депутата, адресованного организаторам мероприятия (председательствующему на заседании), в которых депутат планирует принять участие, направить в адрес своего работодателя соответствующее подтверждающее письмо. Таким образом, возможность участия депутата в мероприятиях будет поставлена в зависимость от действий третьих лиц.
Как уже было отмечено выше, законопроектом предусматривается, что участие депутата во встречах с избирателями подтверждается соответствующим протоколом. Однако указанные протоколы составляются только после проведения встречи с избирателями, а, следовательно, не могут быть представлены работодателю в упреждающем порядке. Таким образом, данный протокол не может являться документом, которым можно заблаговременно уведомить работодателя о предстоящем отсутствии на рабочем месте. Помимо этого действующее законодательство обязанности по ведению такого протокола на депутатов не возлагает.
Комитет обращает внимание на неопределенность понятия "заблаговременно". В данном случае невозможно однозначно определить, о каком периоде времени до планируемого отсутствия работника на рабочем месте идет речь. Это может вызвать сложности в применении проектной нормы на практике.
Также необходимо отметить, что аналогичный проект законодательной инициативы, подготовленный Думой Астраханской области (N 7-1312), ранее был рассмотрен Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации и не рекомендован к внесению в Государственную Думу.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 1042540-7 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Думой Астраханской области.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.