Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 986111-7 "О внесении изменения в статью 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.К. Исаевым, А.Л. Шхагошевым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект вносит изменение в статью 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), предусматривающую внесудебный порядок ограничения доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет" с нарушением закона. Согласно действующей редакция данной статьи такой порядок применяется в том числе в отношении информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности. В законопроекте предлагается указанный порядок ограничения доступа к информации применять также в отношении распространяемой в сети "Интернет" информации, содержащей обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности.
Замечаний по концепции законопроекта не имеется. Вместе с тем отмечаем следующее.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) информация, содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности (равно как и информация, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности), относится к экстремистским материалам. При этом в соответствии со статьей 13 данного федерального закона информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу, после чего федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Таким образом, предлагаемую редакцию статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ необходимо согласовать с положениями статьи 13 Федерального закона N 114-ФЗ, например, путем внесения в статью 13 Федерального закона N 114-ФЗ соответствующего дополнения.
Кроме того, положения проекта требуют дополнения статьи 12 Федерального закона N 114-ФЗ указанием о том, что в случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются также меры, предусмотренные Федеральным законом N 149-ФЗ.
Обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 1021899-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий иной внесудебный порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим экстремистские материалы.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.