Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1120503-7 "О внесении изменений в статью 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) подготовлен в целях установления ответственности за нарушение иностранными страховщиками требований, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и направлен на выравнивание условий деятельности российских и иностранных страховых организаций с учетом международных обязательств Российской Федерации, принятых в соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года" (ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ).
В соответствии с перечнем специфических обязательств Российской Федерации через 9 лет после присоединения Российской Федерации к ВТО (с 22 августа 2021 г.) должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории Российской Федерации.
Согласно Генеральному соглашению по торговле услугами 1994 года (ГАТС 1994) в отношении иностранных страховых организаций должен применяться режим наибольшего благоприятствования с учетом требований российского законодательства в области страхования.
В целях формирования правовой основы коммерческого присутствия иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым вводится новая правовая категория - страховщики, включающая страховые организации, иностранные страховые организации, общества взаимного страхования. Иностранная страховая организация при осуществлении деятельности на территории Российской Федерации через созданный ею филиал обязана представлять в орган страхового надзора в порядке и в сроки, установленные органом страхового надзора, статистическую отчетность и отчетность в порядке надзора, содержащие показатели деятельности иностранной страховой организации, осуществляемой на территории Российской Федерации через филиал, составленные по формам и в порядке, установленным органом страхового надзора, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами, в частности Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP) иного иностранного государства, которые могут использоваться в соответствии с регулированием Европейского Союза для составления отчетности, раскрываемой на иностранном организованном (регулируемом) финансовом рынке взамен (вместо) отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Учитывая, что статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности страховой организации, общества взаимного страхования, а содержание предмета данного преступления определяется страховым законодательством, Законопроектом предлагается распространить положения указанной статьи в том числе на иностранные страховые организации в части деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации через созданные ими филиалы. При этом в целях экономии нормативного материала предлагается в части 1 статьи 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации слова "страховой организации," заменить словом "страховщика,", слова "общества взаимного страхования" исключить.
В результате исследования 1 оценки вероятности проявления интереса иностранными страховыми организациями к созданию филиалов на территории Российской Федерации, проведенного в 2016 году ФГБУ "Научно-исследовательский финансовый институт" Министерства финансов Российской Федерации, выявлено наличие потенциального интереса максимально у 30 международных финансовых и страховых групп. В связи с чем, а также учитывая сокращение, по данным Банка России 2, количества российских страховых организаций с 256 в 2016 году до 178 в 2019 году, проектируемое правовое регулирование не окажет влияния на нагрузку должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам, и затратах, необходимых для осуществления производства по уголовным делам.
Принятие и реализация положений Законопроекта позволят установить для иностранных страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через филиалы, аналогичные основания и состав мер уголовной ответственности, применяемые для российских субъектов страхового дела.
Законопроект не содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию Законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Установленный Законопроектом срок вступления Федерального закона в силу (22 августа 2021 г.) соответствует специфическим обязательствам Российской Федерации, принятым при присоединении Российской Федерации к ВТО.
------------------------------
1 Научно-исследовательская работа по теме: "Формирование законодательной базы деятельности иностранных страховщиков и их прямых филиалов в Российской Федерации в соответствии со "Специфическими обязательствами Российской Федерации по услугам" ("Пакет документов о ратификации Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.") и "Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации" на основе лучших практик стран-членов Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития с учетом интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе" (НИР N 8,2016 г.).
2https://www.cbr.ru/.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.