Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1121987-7 "О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработан в целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N Пр-2279, касающегося подготовки нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, закрепляющих возможность регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) плавучих хранилищ сжиженного природного газа по аналогии с плавучими накопителями нефти и нефтепродуктов.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
По результатам проведенного анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, сделан вывод, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации установлено аналогичное правовое регулирование в отношении судов, которые используются для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации.
Так, подпунктом 8 пункта 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусматривается, что в РМРС могут регистрироваться суда, используемые для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации, при условии, что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает двадцать лет.
Кроме того, согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" к судам, используемым для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации, не применяются пониженные тарифы страховых взносов для юридических, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, которые зарегистрированы в РМРС, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, в отношении данных выплат и вознаграждений.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Президентом Российской Федерации в целях обеспечения интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе поручено проработать вопрос о создании на Дальнем Востоке центров по перевалке и хранению сжиженного природного газа (подпункт "г" пункта 1 перечня поручений от 25 декабря 2017 г. N Пр-2699).
Так, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 г. N 436-р и от 26 апреля 2019 г. N 834-р утверждены комплексный план реализации инвестиционного проекта "Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае" и план первоочередных мероприятий по реализации инвестиционного проекта "Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области".
Исполнение указанных решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации позволит обеспечить развитие Мурманской области и Камчатского края, а также сопредельных регионов за счет создания дополнительных рабочих мест и возможностей по изменению топливно-энергетических балансов в части снабжения сжиженным природным газом, увеличить дополнительные поступления в бюджеты регионов в виде отчислений по налогу на прибыль, увеличить грузооборот по Северному морскому пути, что в значительной мере будет способствовать выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в части увеличения до 80 млн. тонн грузооборота по Северному морскому пути, и диверсифицировать поставки сжиженного природного газа с проектов на полуостровах Ямал и Гыдан по рынкам сбыта путем направления до 80% объема потребителям из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также будет способствовать достижению целей утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р Энергетической стратегии России на период до 2035 года, предусматривающей увеличение производства СПГ до 140 млн. тонн в год к 2035 году.
Так, объем отгрузки СПГ за 2019 год из морского порта Сабетта составил 18,061 млн. тонн. При выходе на полную мощность проектов "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ 2" перевозки СПГ составят ориентировочно 43 млн. тонн СПГ, из которых 20 млн. тонн планируется переваливать через морской перегрузочный комплекс в Камчатском крае и 20 млн. тонн через морской перегрузочный комплекс в Мурманской области с использованием плавучих хранилищ газа.
Реализация проектов потребует создания уникальных плавучих хранилищ газа, обеспечивающих возможность не только хранения и перевалки сжиженного природного газа, но и бункеровки судов, снабжения потребителей регионов газом, а также повторного сжижения образующегося отпарного газа, который будет использоваться, в том числе для газификации Камчатского края.
В настоящее время в российских судовых реестрах отсутствуют уникальные плавучие хранилища газа, и, как следствие, - бюджеты различных уровней не имеют каких-либо доходов от использования таких судов.
Существующая система международного морского права позволяет судовладельцу самостоятельно выбирать юрисдикцию регистрации судов, что, в свою очередь, активно используется некоторыми государствами, регистрация судов под флагами которых получила название "регистрация под удобным флагом" (Панама, Либерия и т.п.). При этом в соответствии со статьей 91 Конвенции ООН по морскому праву судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно имеет право плавать. На суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, распространяется российская юрисдикция. На таких судах реализуются российское законодательство и все стандарты и требования, включая обязанность по комплектованию экипажа, налогообложению и т.д.
В случае отсутствия экономической заинтересованности судовладельца в регистрации судов в российских судовых реестрах и в распространении российской юрисдикции на плавучие хранилища газа судовладелец может зарегистрировать такие суда в других государствах. В этом случае на суда будет распространяться законодательство того государства, под флагом которого они будет использоваться, российские моряки не будут иметь особых прав по трудоустройству на такие суда, а российские бюджеты различного уровня не будут получать каких-либо доходов.
Принимая во внимание отсутствие плавучих хранилищ газа под российским флагом, с учетом поручений руководства государства вопрос о разрешении на использование таких судов под флагом иностранного государства в водах под российской юрисдикцией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2033 "О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств" прогнозируемо будет вопросом времени.
РМРС создавался в целях обновления российского торгового флота, то есть в целях привлечения под российских флаг новых высокотехнологичных судов. В связи с этим для судовладельцев, зарегистрировавших суда в РМРС, созданы экономические, юридические, организационные и другие необходимые условия, обеспечивающие функционирование зарегистрированных в нем российских и эксплуатируемых на условиях бербоут-чартера российскими фрахтователями иностранных судов на уровне, имеющем те же преимущества, что и при регистрации судов под "удобными" флагами, при осуществлении международных перевозок.
Регистрация в РМРС предоставляет собственнику судна таможенные, а также налоговые льготы и определенность правового режима плавучих хранилищ газа. Так, в условиях высокой конкуренции на рынке сжиженного природного газа, обуславливающей его низкую маржинальность, существенное значение имеет правовой режим, который позволяет поддерживать конкурентоспособную цену производимой продукции организациями, осуществляющими реализацию проектов по сжиженному природному газу, без чего также невозможно увеличение и удержание Российской Федерацией значительной доли на мировом рынке сжиженного природного газа.
При этом подпункт 8 пункта 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, предусматривающий возможность регистрации в РМРС судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах Российской Федерации, не распространяется на хранилища сжиженного природного газа, что необоснованно предоставляет возможность получения такого правового статуса только нефтяными хранилищами.
В этой связи в целях обеспечения реализации решений Правительства Российской Федерации о развитии производства сжиженного природного газа в Российской Федерации проектом федерального закона предлагается внести в подпункт 8 пункта 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации изменения, предусматривающие регистрацию в РМРС плавучих хранилищ сжиженного природного газа.
Также, учитывая положения подпункта 9 пункта 4 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", проектом федерального закона предлагается не применять к судам, используемым для хранения и перевалки сжиженного природного газа в морских портах Российской Федерации, пониженные тарифы страховых взносов для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, в отношении данных выплат и вознаграждений.
Поскольку аналогичное положение Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" содержится в подпункте 4 пункта 1 статьи 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, реализация возможности регистрации в РМРС плавучих хранилищ газа по аналогии с плавучими накопителями нефти и нефтепродуктов потребует внесения изменений не только в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", но и в Налоговый кодекс Российской Федерации, что в соответствии с установленной процедурой требует подготовки двух самостоятельных проектов федеральных законов.
4. Оценка эффективности принимаемых решений.
Решение о включении в законодательство Российской Федерации нормы о регистрации плавучих хранилищ сжиженного природного газа в РМРС в целом приведет к положительным экономическому, социальному и бюджетному эффектам.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета Российской Федерации для компенсации выпадающих доходов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенции федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и не приведет к выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и к уменьшению доходной части соответствующих бюджетов.
6. Оценка регулирующего воздействия принимаемых решений.
На проект федерального закона получено положительное заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия.
7. Оценка влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
8. Соответствие положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и его последующая реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" потребует внесения изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.