Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 февраля 2021 г. N 5.1-01/418
по проекту федерального закона N 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", принятому Государственной Думой 17 февраля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 октября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными" (N 1047035-7).
В Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ) вносятся изменения, предусматривающие исключение из установленного запрета на совершение иностранными юридическими лицами сделок, иных действий, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, которые являются таковыми исключительно в связи с осуществлением ими видов деятельности, связанных с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и при этом указанные виды деятельности для них не являются основными. Для таких сделок предусматривается упрощённый порядок рассмотрения обращений иностранных инвесторов и принятия уполномоченным органом (Федеральной антимонопольной службой) решения о предварительном согласовании сделок.
Федеральный закон N 57-ФЗ дополняется статьёй 10.1, которой устанавливаются особенности принятия в упрощённом порядке решения о предварительном согласовании сделки (или согласования установления контроля), совершаемой иностранным инвестором. Определяются виды сделок, о предварительном согласовании которых применяется упрощенный порядок принятия решения (например, договор об осуществлении иностранным инвестором функций управляющего (управляющей организации) в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение).
Устанавливается, что решение о предварительном согласовании сделки (или согласовании установления контроля) будет приниматься уполномоченным органом в упрощенном порядке при условии, что по его запросу федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности будут представлены заключения об отсутствии угрозы обороне страны, безопасности государства в результате совершения сделки либо в результате установления контроля и об отсутствии необходимости рассмотрения ходатайства о согласовании планируемой сделки (установления контроля) Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия), а также заключения Роспотребнадзора, Минэкономразвития России и Минстроя России об отсутствии необходимости рассмотрения такого ходатайства Комиссией.
При наличии заключения, поступившего от федерального органа исполнительной власти в области обороны или федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, иного заинтересованного федерального органа исполнительной власти, о необходимости рассмотрения соответствующего ходатайства Комиссией, либо при отсутствии заключения какого-либо из указанных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченный орган направляет в Комиссию документы и информацию, которые предусмотрены Федеральным законом N 57-ФЗ, для рассмотрения ходатайства Правительственной комиссией.
Предусматривается расширение перечня возлагаемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на заявителя обязательств в случае принятия ею решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля при наличии соглашения с заявителем об обеспечении выполнения им определенных частью 1 статьи 12 Федерального закона N 57-ФЗ обязательств (перечень таких обязательств дополнен шестью позициями, в частности, это продолжение осуществления обществом вида деятельности, имеющего стратегическое значение, оказание коммунальных услуг по установленным ценам (тарифам), осуществление деятельности обществом на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения).
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "л" (внешнеэкономические отношения Российской Федерации, "м" (оборона и безопасность) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 4 марта 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.