Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 1 марта 2021 г. N 3.4-06/324
по проекту федерального закона N 1047035-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 февраля 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 октября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части совершенствования порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, для которых осуществляемые ими виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не являются основными" (N 1047035-7).
Федеральный закон подготовлен Федеральной антимонопольной службой России во исполнение поручений Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Целью Федерального закона является внесение изменений в Федеральный закон N 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Вносимыми изменениями предусматривается снятие запрета на совершение сделок организацией, находящейся под контролем иностранного государства, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами, виды деятельности которых имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и связаны с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и при этом указанные виды деятельности для них не являются основными. Для таких сделок предусматривается упрощенный порядок рассмотрения обращений иностранных инвесторов и принятия уполномоченным органом (Федеральной антимонопольной службой) решения о предварительном согласовании сделок.
К обществам, для которых предусмотрены изменения в действующий порядок сделок, на практике относятся:
общества, выполняющие работы с использованием возбудителей инфекционных заболеваний - мясокомбинаты (производители животных жиров, мясных субпродуктов, кормов для животных), птицефабрики, племенные заводы (производители шерсти, шкур и пуха), столовые, предприятия по производству парфюмерно-косметической продукции, а также оказывающие услуги по дезинфекции;
общества, включенные в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения (водоотведения) - предприятия стекольной, керамической, текстильной, металлургической, цементно-кирпичной и деревообрабатывающей промышленности, предприятия, осуществляющие деятельность по строительству или производству пластмасс, предприятия сельскохозяйственной отрасли и санаторно-курортные организации.
При упрощенном порядке решение о предварительном согласовании сделки (или согласовании установления контроля) будет приниматься Федеральной антимонопольной службой России при условии, что по ее запросу будут представлены заключения федерального органа исполнительной власти в области обороны и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности об отсутствии угрозы обороне страны и безопасности государства в результате совершения сделки, а также заключения Роспотребнадзора, Минэкономразвития России и Минстроя России об отсутствии необходимости рассмотрения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) планируемой сделки. При наличии заключения о необходимости рассмотрения соответствующего ходатайства Комиссией, либо при отсутствии заключения какого-либо из вышеперечисленных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченный орган направляет в Комиссию документы и информацию, которые предусмотрены Федеральным законом N 57-ФЗ, для рассмотрения ходатайства.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 4 марта 2021 года.
Федеральный закон не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживают данный Федеральный закон. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.