Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1125211-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" разработан в целях повышения эффективности мер, направленных по возмещение ущерба, причиненного преступлением.
Полнота возмещения материального ущерба, причиняемого преступлениями, является одним из основных критериев результативности работы правоохранительной системы и во многом определяет ее оценку обществом.
Как показывает практика, с 2017 года по 2019 год количество преступлений экономической направленности остается стабильно высоким и ежегодно составляет порядка 105 тыс. преступлений. Вместе с тем размер причиненного материального ущерба за этот период вырос почти в два раза и в 2019 году составил 447, 2 млрд. рублей (в 2017 году - 234,3 млрд. рублей).
При этом возмещение материального ущерба составило около 60%.
В соответствии со статьей 160.1 УПК РФ следователь (дознаватель), установив, что совершенным преступлением причинен имущественный вред, обязан принять меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым.
Как правило, по уголовным делам о преступлениях, причинивших материальный ущерб потерпевшим и государству, возникают трудности, обусловленные принятием подозреваемыми (обвиняемыми) мер по сокрытию имущества, на которое может быть наложен арест.
Ускорить обнаружение незаконно приобретенного имущества, а также иного имущества, на которое может быть наложен арест с целью полного возмещения ущерба, можно лишь при наличии своевременных, активных и скоординированных действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и органов расследования, в том числе своевременное предоставление последним оперативными подразделениями данных об указанном имуществе.
В соответствии с частью первой статьи 115 УПК РФ для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, может быть наложен арест.
Между тем, в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" к задачам оперативно-розыскной деятельности относится исключительно обнаружение имущества, подлежащего конфискации. Тем самым, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не уполномочены разыскивать иное имущество, на которое налагается взыскание с целью возмещения материального вреда, причиненного преступлением.
В этой связи проект федерального закона вносит изменение в статью 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а также дополняет статью 11 данного Федерального закона положением о том, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий для розыска имущества, которое необходимо для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Реализация положений, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.