Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1126378-7 "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части поэтапного повышения государственных стипендий обучающихся"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на улучшение стипендиального обеспечения обучающихся в Российской Федерации. С этой целью размеры стипендий студентов колледжей и вузов, а также аспирантов, ассистентов-стажеров и ординаторов приводятся в соответствие с размером прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Согласно статье 1 законопроекта,
- размеры социальных стипендий студентов колледжей и вузов не должны быть менее размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
- размер академической стипендии студентов колледжей не должен быть менее 60 процентов размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
- размер академической стипендии студента вуза не должен быть менее 80 процентов размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
- размер государственных стипендий аспиранта, ассистента-стажера, ординатора не может быть менее 200 процентов размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
При этом нормативы формирования стипендиальных фондов, согласно которым определяется размер стипендии, должны устанавливаться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 сентября соответствующего учебного года, исходя из размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за третий квартал предшествующего года.
Устанавливается, что часть 1 федерального закона должна вступить в силу с 1 сентября 2023 года. При этом в течение трех лет размеры стипендий поэтапно доводятся до устанавливаемых частью 1 законопроекта:
- с 1 сентября 2021 года - до одной трети размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
- с 1 сентября 2022 года - до двух третей размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Реализация настоящего законопроекта позволит установить стипендиальное обеспечение обучающихся на достойном уровне, близком к уровню такого обеспечения в советское время и тем самым значительно поднять качество российского образования.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части поэтапного повышения государственных стипендий обучающихся"
Исходя из размеров прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, установленных приказами Минтруда России, ежегодный рост указанного размера в среднем не превышает 4 процентов.
Таким образом, размер прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации можно оценить как:
в третьем квартале 2020 года - 11942 рублей х 1,04 = 12420 рублей;
в третьем квартале 2021 года - 12420 рублей х 1,04 = 12917 рублей;
в третьем квартале 2022 года - 12917 рублей х 1,04 = 13433 рубля;
в третьем квартале 2023 года - 13433 рубля х 1,04 = 13970 рублей.
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с принятием данного федерального закона возрастут:
в 2021 году в отношении обеспечения формирования стипендиальных фондов:
государственных социальных стипендий студентов колледжей - в (4 x 12420/3 + 8 х 809)/(12 x 809) = 2,37 раза;
государственных социальных стипендий студентов вузов - в (4 x 12420/3 + 8 х 2227)/(12 x 2227) = 1,29 раза;
государственных академических стипендий студентов колледжей - в (4 x 12420 x 0,6/3 + 8 х 539)/(12 x 539) = 2,2 раза;
государственных академических стипендий студентов вузов - в (4 x 12420 x 0,8/3 + 8 х 1484)/(12 x 1484) = 1,41 раза;
государственных стипендий аспирантов и ассистентов-стажеров - менее чем в (4 x 12420 x 2/3 + 8 x 2921)/ (12 x 2921) = 1,61 раза (в связи с тем,
что часть аспирантов получает стипендию в размере 7012 рублей); государственных стипендий ординаторов - в (4 x 12420 x 2/3 + 8 x 7441)/(12 x 7441) = 1,038 раза;
в 2022 году в отношении обеспечения формирования стипендиальных фондов:
государственных социальных стипендий студентов колледжей - в (4 x 12917 x 2/3 + 8 х 12420/3)/(809 х 12) = 6,91 раза;
государственных социальных стипендий студентов вузов - в (4 x 12917 x 2/3 + 8 x 12420/3)/(2227 х 12) = 2,51 раза;
государственных академических стипендий студентов колледжей - в (4 x 12917 x 2/3 + 8 x 12420/3) х 0,6/(539 x 12) = 6,27 раза;
государственных академических стипендий студентов вузов - в (4 x 12917 x 2/3 + 8 х 12420/3) х 0,8/(1484 x 12) = 3,11 раза;
государственных стипендий аспирантов и ассистентов-стажеров - менее чем в (4 x 12917 x 4/3 + 8 х 12420 х 2/3)/(2921 х 12) = 3,86 раза;
государственных стипендий ординаторов - в (4 x 12917 x 4/3 + 8 x 12420 x 2/3)/(7441 x 12) = 1,51 раза;
в 2023 году в отношении обеспечения формирования стипендиальных фондов:
государственных социальных стипендий студентов колледжей - в (4 x 13433 + 8 х 12917 х 2/3)/(809 х 12) = 12,63 раза;
государственных социальных стипендий студентов вузов - в (4 x 13433 + 8 х 12917 х 2/3)/(2227 х 12) = 4,59 раза;
государственных академических стипендий студентов колледжей - в (4 x 13433 + 8 х 12917 х 2/3) х 0,6/(539 x 12) = 11,38 раза;
государственных академических стипендий студентов вузов - в (4 x 13433 + 8 х 12917 х 2/3) х 0,8/(1484 x 12) = 5,51 раза;
государственных стипендий аспирантов и ассистентов-стажеров - менее чем в (4 x 2 x 13433 + 8 x 12917 x 4/3)/(2921 х 12) = 7 раз;
государственных стипендий ординаторов - в (4 x 2 x 13433 + 8 х 12917 х 4/3)/(7441 х 12) = 2,75 раза;
в 2024 году в отношении обеспечения формирования стипендиальных фондов:
государственных социальных стипендий студентов колледжей - в (4 x 13970 + 8 х 13433)/(809 х 12) = 16,83 раза;
государственных социальных стипендий студентов вузов - в (4 x 13970 + 8 х 13433)/(2227 х 12) = 6,11 раза;
государственных академических стипендий студентов колледжей - в (4 x 13970 + 8 х 13433) х 0,6/(539 x 12) = 15,15 раза;
государственных академических стипендий студентов вузов - в (4 x 13970 + 8 х 13433) х 0,8/(1484 x 12) = 7,34 раза;
государственных стипендий аспирантов и ассистентов-стажеров - менее чем в (4 x 2 x 13970 + 8 х 13433 х 2)/(2921 х 12) = 9,32 раза;
государственных стипендий ординаторов - в (4 x 2 x 13970 + 8 х 13433)/(7441 х 12) = 3,66 раза.
Расходы федерального бюджета на выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет средств федерального бюджета, увеличатся:
в 2021 году в (4 x 12420/3 +8х2000)/(12 х 2000)= 1,36 раза;
в 2022 году в (4 x 12917 x 2/3 + 8 x 12420/3)/(2000 х 12) = 2,82 раза;
в 2023 году в (4 x 13433 + 8 х 12917 х 2/3)/(2000 х 12) = 5,11 раза;
в 2024 году в (4 x 13970 + 8 х 13433)/(2000 х 12) = 6,81 раза.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части поэтапного повышения государственных стипендий обучающихся"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части поэтапного повышения государственных стипендий обучающихся" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.