Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1126427-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части восстановления в полном объеме права на досрочную пенсию по старости для педагогических и медицинских работников"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на восстановление возможности получения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на такую пенсию лицами, не менее 25 лет осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" назначение досрочной пенсии указанным лицам осуществляется при наступлении права на досрочную пенсию:
в 2020 году через два года после наступления указанного права;
в 2021 году через три года после наступления указанного права;
в 2022 году через четыре года после наступления указанного права;
в 2023 году и последующих годах - через пять лет после наступления указанного права.
При этом не учитывалась природа права педагогов, работающих с детьми, и медицинских работников на досрочную пенсию по старости. Указанная пенсия возникла вследствие трансформации пенсии за выслугу лет, поскольку педагогическая работа с детьми и охрана здоровья граждан представляет собой не только большую физическую и интеллектуальную, но и моральную нагрузку (эмоциональное выгорание). Именно поэтому право на пенсию в данном случае определялось не достижением определенного возраста при наличии соответствующего стажа, а именно наличием специального стажа, поскольку именно длительная педагогическая и медицинская работа, а не достижение соответствующего возраста, несла в себе угрозу утраты трудоспособности.
Поэтому, даже если законодатель решил, что возраст, достижение которого несет угрозу утраты трудоспособности, вырос на пять лет, это вовсе не означает, что угроза утраты трудоспособности вследствие длительной работы педагогом или медицинским работником снизилась и назначение пенсии таким работникам также можно отсрочить на пять лет.
Исходя из изложенного, настоящим законопроектом предлагается вернуться к существовавший до принятия закона о повышении пенсионного возраста практике назначения досрочных страховых пенсий по старости педагогическим работникам учреждений для детей и медицинским работникам.
Финансово экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части восстановления в полном объеме права на досрочную пенсию по старости для педагогических и медицинских работников"
С учетом преобладания женщин в составе педагогических работников организаций для детей, включая образовательные организации дошкольного образования, общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации (около 80 процентов), есть основания полагать, что в большинстве своем педагогические работники получают право на досрочную страховую пенсию по старости по достижении возраста 47-48 лет (25 лет педагогической работы).
Используя данные Росстата за 2019 год, число лиц в указанном возрасте можно оценить как 9 674 тысячи человек (численность возрастной когорты 45-49 лет) разделить на 5 лет = 1 930 тысяч человек.
Общую численность педагогических работников организаций для детей по состоянию на 2018 год можно оценить следующим образом:
- в дошкольных образовательных организациях - 669 800 человек;
- в общеобразовательных организациях - 1 483 тысячи человек;
- в профессиональных образовательных организациях - 223 760 человек.
Итого - 2 376 560 человек.
Численность населения в возрасте 20-60 лет на это же время составляет 81,5 млн. человек.
Таким образом, численность педагогических работников организаций для детей в общем числе работников можно оценить как 23765 60 /81 500 000 = 0,03 или 3 процента.
Численность педагогических работников организаций для детей, получающих в текущем году право на досрочную страховую пенсию по старости, можно оценить как 1 930 000 х 0,03 ~ 58 тыс. человек.
Таким образом, в случае принятия настоящего федерального закона из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации оценочно понадобится выделить без учета индексации:
в 2021 году (58000 (лица, получившее право на досрочную пенсию
в 2020 году) + 58000/2 (лица, получающие право на досрочную пенсию
в 2021 году с учетом распределения срока возникновения права по году)) х 12 х 15878,4 рубля (средний размер страховой пенсии по старости в 2019 году) =16 млрд. 572 млн. рублей;
в 2022 году - (58000/2 (лица, получившее право на досрочную пенсию
в 2020 году с учетом распределения срока возникновения права на досрочную пенсию по году) + 58000 (лица, получающие право на досрочную пенсию в 2021 году) + 58000/2 (лица, получающие право на досрочную пенсию в 2022 году с учетом распределения срока возникновения права по году) х 12 х 15878,4 ~ 22 млрд. 103 млн. рублей.
По данным Росстата за 2018 год, в Российской Федерации численность врачей составляла 703 700 человек, численность среднего медицинского персонала - 1 491 400 человек.
Численность населения в возрасте 20-60 лет на это же время составляет 81,5 млн. человек.
Таким образом, численность врачей в общем числе работников можно оценить как 703 700/81 500 000 - 0,0086 (0,86%);
численность среднего медицинского персонала - 1 491 400/81 500 000 = 0,0183 (1,83%).
Средний возраст, при котором возникает право на досрочную пенсию по старости, можно оценить у врачей как 55 лет, у среднего медицинского персонала как 50 лет.
Используя данные Росстата за 2019 год, число лиц в указанных возрастах можно оценить как:
9 021 тысяча человек (численность возрастной когорты 50-54 года) разделить на 5 лет = 1 804,2 тысячи человек;
10 811 тысячи человек (численность возрастной когорты 55-59 лет) разделить на 5 лет = 2 162,2 тысячи человек.
Численность врачей и работников из числа среднего медицинского персонала, получающих в текущем году право на досрочную страховую пенсию по старости, можно оценить как 1 804 200 х 0,0183 + 2 162 200 х 0,0086 ~ 51 612 человек.
Таким образом, в случае принятия настоящего федерального закона, из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации оценочно понадобится выделить без учета индексации:
в 2021 году (51612 (лица, получившее право на досрочную пенсию
в 2020 году) + 51612/2 (лица, получающие право на досрочную пенсию в 2021 году с учетом распределения срока возникновения права по году)) х 12 х 15878,4 рубля (средний размер страховой пенсии по старости в 2019 году) = 14 млрд. 751 млн. рублей;
в 2022 году - (51612/2 (лица, получившее право на досрочную пенсию
в 2020 году с учетом распределения срока возникновения права на досрочную пенсию по году) + 51612 (лица, получающие право на досрочную пенсию в 2021 году) + 51612/2 (лица, получающие право на досрочную пенсию в 2022 году, с учетом распределения срока возникновения права по году) х 12 х 15878,4 ~ 19 млрд. 668 млн. рублей.
В итоге, в связи с принятием настоящего федерального закона потребуются расходы из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации:
в 2021 году - 31 млрд. 323 млн. рублей;
в 2022 году - 41 млрд. 771 млн. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части восстановления в полном объеме права на досрочную пенсию по старости для педагогических и медицинских работников"
Приятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части восстановления в полном объеме права на досрочную пенсию по старости для педагогических и медицинских работников" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.