Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1126727-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения адресной продовольственной поддержки граждан"
Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом федерального закона предусматривается установление новой меры государственной социальной помощи гражданам Российской Федерации - адресной продовольственной поддержки х граждан.
Настоящим проектом федерального закона в целях реализации вышеуказанной меры поддержки вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов в целях введения необходимых правовых дефиниций и механизмов предоставления указанной адресной продовольственной поддержки граждан.
В частности, в рамках Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предлагается установить, что адресная продовольственная поддержка граждан является одним из видов государственной социальной помощи, оказываемой гражданам.
Также предлагается установить, что адресная продовольственная поддержка граждан - это форма государственной социальной помощи в виде предоставления гражданину Российской Федерации, достигшему возраста 18 лет, целевой ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, в размере до одного прожиточного минимума трудоспособного населения либо пенсионера в целом по Российской Федерации, которую гражданин вправе израсходовать на приобретение продовольственных товаров, произведенных в Российской Федерации (за исключением алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также никотиносержащей продукции).
В целях определения общих правил и механизмов предоставления адресной продовольственной поддержки граждан Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предлагается дополнить статьей "6.8.1 Адресная продовольственная поддержка граждан".
Указанной статьей, в частности, устанавливается, что адресная продовольственная поддержка граждан является видом государственной социальной помощи, направленной на поддержку граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, осуществляемая в виде целевой ежемесячной денежной выплаты, реализуемой за счет средств федерального бюджета, в размере до одного прожиточного минимума трудоспособного населения либо пенсионера в целом по Российской Федерации, установленного в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", которую гражданин вправе израсходовать на приобретение продовольственных товаров, произведенных в Российской Федерации (за исключением алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также никотиносержащей продукции).
Уточняется, что выплата адресной продовольственной поддержки граждан осуществляется на основании заявления гражданина, поданного в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг и многофункциональных центров. Форма заявления и порядок его подачи при этом определяются Правительством Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается, что адресная продовольственная поддержка граждан предоставляется гражданам в размере до одного прожиточного минимума трудоспособного населения либо пенсионера в целом по Российской Федерации, установленного в соответствии с проектируемым пунктом 5 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
При этом размер предоставляемой конкретному гражданину адресной продовольственной поддержки определяется исходя из критериев нуждаемости гражданина в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
Законопроектом вносятся уточнения, согласно которым адресная продовольственная поддержка граждан устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами. Кроме того, важным правилом является и то, что гражданин вправе неограниченное количество раз обратиться за предоставлением адресной продовольственной поддержкой, но не ранее чем через 30 дней со дня последнего перечисления ему денежных средств в рамках оказанной адресной продовольственной поддержки.
Отдельно отмечается, что финансовое обеспечение адресной продовольственной поддержки граждан в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в порядке, установленных Правительством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
При этом устанавливается, что адресная продовольственная поддержка граждан может быть израсходована гражданином, имеющим право на ее получение, исключительно на приобретение продовольственных товаров, произведенных на территории Российской Федерации (за исключением алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также никотиносержащей продукции).
Кроме того, законопроектом определяются правила зачисления перечисляемых гражданам средств адресной продовольственной поддержки. Устанавливается, что адресная продовольственная поддержка граждан зачисляется на специальный банковский счет клиента - физического лица, операции по которому осуществляются с использованием карт "Мир" в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе" в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В случае, если гражданин, имеющий право на адресную продовольственную поддержку не израсходовал перечисленную на его банковский счет в течение 30 дней предоставленную им в рамках оказания адресной продовольственной поддержки граждан сумму, такая сумма подлежит возврату в федеральный бюджет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом порядок учета расходования средств, перечисленных гражданину в целях оказания ему адресной продовольственной поддержки граждан, перечень документов, необходимых для подтверждения права на получения адресной продовольственной поддержки граждан, а также иные вопросы, не урегулированные законопроектом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях пресечения нецелевого использования средств адресной продовольственной поддержки граждан устанавливается, что суммы предоставленных гражданам средств адресной продовольственной поддержки граждан, израсходованных не в соответствии с целями, установленными законопроектом, признаются убытками и подлежат возмещению в адрес федерального бюджета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом устанавливаются отдельные правила, связанные с порядком реализации продовольственных товаров, которые могут быть приобретены гражданами в целях реализации ими своего права на получение адресной продовольственной поддержки граждан. В частности, устанавливается, что реализация гражданам продовольственных товаров (за исключением алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также никотиносержащей продукции) может осуществляться как торговыми сетями, так и через иные стационарные и нестационарные торговые объекты.
Порядок учета реализованных торговыми объектами объемов продовольственных товаров, соответствия их требованиям, установленным законопроектом, а также перечня продовольственных товаров, которые могут быть приобретены в целях реализации права гражданина на получение им адресной продовольственной поддержки граждан определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции обеспечения доступа на рынки товаров и услуг.
Стоит отметить, что предлагаемые настоящим проектом федерального закона адресные меры государственной поддержки наименее обеспеченных групп граждан продовольственными товарами подтвердили свою эффективность в ходе правоприменительной практики в ряде развитых и развивающихся стран.
Так, в США с 1961 года действует государственная программа предоставления продовольственной помощи населению, которая в настоящее время носит название Supplemental Nutrition Assistance Program (SNAP): "программа поддержки дополнительного питания", регулируемая службой продовольствия и питания Департамента сельского хозяйства США (Food and Nutrition Service, US Department of Agriculture).
SNAP предоставляет продукты питания для дополнения продовольственного рациона нуждающихся семей таким образом, чтобы обеспечивать им здоровое питание и гарантию социальной стабильности.
Для получения помощи гражданину США необходимо обратиться в департамент социальных услуг своего штата и подойти по критериям нуждаемости.
Продовольственный набор приобретается в магазине ежемесячно по электронной дебетовой социальной карте. При этом в отдельных штатах помощь получают до 49% населения.
В их число попадают семьи, ежемесячный доход которых составляет не более 130% от федерального уровня бедности.
Таблица расчёта нуждаемости для получения помощи:
Количество членов семьи, человек |
Уровень бедности, доход в месяц, долларов США |
Верхний предел нуждаемости, долларов США (130%) |
Верхний предел нуждаемости, в рублях по курсу ЦБ РФ за май 2020 г. |
1 |
12 760 |
16 588 |
1 220 955 |
2 |
17 240 |
22 412 |
1 649 629 |
3 |
21 720 |
28 236 |
2 078 302 |
4 |
26 200 |
34 060 |
2 506 976 |
5 |
30 680 |
39 884 |
2 935 650 |
6 |
35 160 |
45 708 |
3 364 324 |
7 |
39 640 |
51 532 |
3 792 997 |
8 |
44 120 |
57 356 |
4 221 671 |
В штатах Аляска и Гавайи уровень бедности оценивается выше, чем в остальных штатах США.
В 2020 году (на 08.05.2020) в программе SNAP участвовали 37 255 522 человека (около 19 млн домохозяйств), которые получали помощь на сумму более 22,6 млрд долларов (за весь 2019 год - более 55,6 млрд долларов). Стоимость ежемесячной помощи по данной программе составила 121 доллар 30 центов (8 928 рублей) на одного человека. 1
Также удачным опытом правоприменения является пример Федеративной Республики Германия.
С 4 октября 1968 года по 10 апреля 2017 года (с 3 октября 1990 года также на территории бывшей ГДР) применялось "Постановление об управлении продуктами питания" (Emarimngsbewirtschaftungsverordnung), которое была принята на основании Закона о продовольственной безопасности (Emarirungssicherstellungsgesetzes), являющегося одним из "Законов о чрезвычайной ситуации" (Notstandsgesetze).
Согласно нормам постановления Правительство определяло перечень продуктов, заказывало их производство, а также услуги по хранению и транспортировке, а также назначало дистрибьютеров продовольствия, которые снабжали как организации, так и домовладения. При этом продовольствие могло приобретаться по специальным карточкам, которые выдавали органы местного самоуправления, получившие соответствующие полномочия от государства. При смене места жительства получателю продовольственных карточек требовалось сняться с учёта в органах местного самоуправления по месту проживания и заново встать на учёт на новом месте проживания, подав подтверждающие документы.
Одновременно с этим в Российской Федерации уже на сегодняшний день, к примеру, широко распространилась практика распределения продуктовых наборов для школьников.
Так, в Московской области до 15 июня с.г. продуктовые наборы стоимостью до 2,2 тыс. руб. получат семьи с детьми, чей доход на одного человека не превышает величину прожиточного минимума.
В Республике Башкортостан с апреля с.г. распределяются продуктовые наборы для льготных категорий граждан, в первую очередь, для семей с детьми. Стоимость такого набора составляет 700 рублей. Стоимость программы в целом составила 70 млн рублей.
Таким образом, как в зарубежных странах, так и частично на территории Российской Федерации имеется успешных опыт реализации схожих мер адресной социальной продовольственной поддержки нуждающихся в такой поддержке граждан.
Также стоит отметить, что предусмотренные настоящим законопроектом меры государственной поддержки имеют ряд неоспоримых преимуществ:
1) адресный характер оказываемой продовольственной поддержки граждан: помощь будет оказываться только нуждающимся в ней гражданам;
2) целевой характер оказываемой государственной поддержки: предоставляемые гражданину средства могут быть израсходованы исключительно на предусмотренные законом цели - приобретение продовольственных товаров, произведенных в Российской Федерации (за исключением алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также никотиносержащей продукции), что повышает эффективность расходуемых средств федерального бюджета;
3) поддержка отечественных производителей: предусмотренное настоящим проектом федерального закона ограничение перечня возможных к покупке товаров исключительно отечественными товарами является косвенной мерой поддержки отечественных производителей, которые будут обеспечены спросом на производимые ими товары;
4) стимулирование потребительского спроса, являющегося важнейшим условием экономического роста и выхода из тяжелой экономической ситуации;
5) поддержка предприятий торговли в форме организации торговой сети либо индивидуальных торговых объектов, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса;
6) поддержка и более глубокое внедрение национальной платежной системы МИР путем зачисления средств в рамках оказываемой адресной продовольственной поддержки граждан на специальные банковские счета клиента - физического лица, операции по которому осуществляются с использованием карт "Мир".
Таким образом, предусмотренный настоящим проектом федерального закона механизм адресной продовольственной поддержки граждан является оптимальным решением, показавшим свою эффективность в мире в части поддержки наименее защищенных групп граждан, который одновременно окажет существенную поддержку отечественным производителям товаров и субъектам торговли, а также положительный эффект по преодолению бедности и социального неравенства.
------------------------------
1 https://fns-prod. azureedge.net/sites/default/files/resource-files/34SNAPmonthly-5.pdf
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения адресной продовольственной поддержки граждан"
Исходя из официальной информации, предоставленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России N 27-3/10-ФС-1122 от 16.07.2020), содержащей сведения о численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (18,1 млн. человек в 2019 году), а также данных о величине прожиточного минимума в Российской Федерации на душу населения (10 843 рубля), предполагаемые ежегодные дополнительные расходы федерального бюджета составят не более 196 258 300 000 рублей.
Источником этих средств будут являться увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы в очередном финансовом году и в плановом периоде бюджетного цикла вследствие реализации мер по стабилизации экономики, устранения структурных дисбалансов и препятствий для развития экономики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения адресной продовольственной поддержки граждан"
В связи с принятием настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации разработать и принять в течение 10 дней со дня вступления настоящего Федерального закона в силу:
1) порядок перечисления финансового обеспечения адресной продовольственной поддержки граждан в Российской Федерации, осуществляемой за счет средств федерального бюджета;
2) форму заявления гражданина о выплате адресной продовольственной поддержки граждан и порядок его подачи;
3) методику определения размера предоставляемой гражданину адресной продовольственной поддержки исходя из критериев нуждаемости гражданина
4) порядок зачисления адресной продовольственной поддержки граждан на специальный банковский счет клиента - физического лица, операции по которому осуществляются с использованием карт "Мир" в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе";
5) Порядок возврата средств в случае, если гражданин, имеющий право на адресную продовольственную поддержку граждан не израсходовал перечисленную на его банковский счет в течение 30 дней предоставленную им в рамках оказания адресной продовольственной поддержки граждан сумму;
6) Порядок учета расходования средств, перечисленных гражданину в целях оказания ему адресной продовольственной поддержки граждан, форма заявления гражданина для получения адресной продовольственной поддержки граждан, перечень документов, необходимых для подтверждения права на получения адресной продовольственной поддержки граждан, а также иные вопросы, не урегулированные настоящим Федеральным законом.
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать и принять в течение 10 дней со дня вступления настоящего Федерального закона в силу порядок учета реализованных торговыми объектами объемов продовольственных товаров, соответствия их требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также перечня продовольственных товаров, которые могут быть приобретены в целях реализации права гражданина на получение им адресной продовольственной поддержки граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.