Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1080003-7 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1080003-7 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Представленный законопроект разработан в целях упрощения процедур передачи государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за организациями культуры, в аренду хозяйствующим субъектам, в случаях, связанных с организацией питания, розничной торговлей сувенирной продукцией, а также с использованием отдельных видов сценического имущества и оборудования.
Для этого предлагается дополнить статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" новыми частями 3.5 и 3.6, предусматривающими заключение договоров в отношении указанного имущества без проведения конкурсов или аукционов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, выведение из-под действия антимонопольного законодательства указанных договорных отношений обусловлено особенностями правил проведения аукционов, единственным критерием которых является цена. В результате, организации культуры не способны влиять на иные характеристики реализуемой продукции, в том числе розничную цену, установленную победителем аукциона.
С учетом особенностей организации и проведения представлений, а также ухудшением финансового положения организаций культуры в условиях пандемии и введением ограничений на заполняемость зрительных залов, предлагаемый подход представляется оправданным. Однако Комитет обращает внимание, что выведение из-под действия антимонопольного законодательства договорных отношений организаций культуры является нормой постоянного действия, в связи с чем возникает ряд замечаний.
Во-первых, выбор арендатора государственного и муниципального имущества не ограничен какими-либо критериями и полностью отдан на усмотрение руководства творческого коллектива. Во-вторых, в отсутствии конкурсных процедур неясно, каким образом будет формироваться цена договора. Таким образом, избирательный подход к выбору арендатора может привести к противоположному эффекту - завышению арендной платы и удорожанию услуг для посетителей.
Кроме того, возникает вопрос последствий принятия данных норм для арендаторов, которые надлежащим образом исполняют свои обязанности в настоящее время, что позволяет им в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" продлевать договор аренды на новый срок.
Учитывая, что законопроект не содержит норм прямого действия и для его реализации требуется принятие ряда постановлений Правительства Российской Федерации, Комитет считает необходимым в рамках второго чтения ознакомиться с проектами указанных актов, определяющих порядок и условия заключения договоров аренды, перечень видов имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля и к стационарному сценическому оборудованию, а также порядок и условия передачи прав на его использование.
Концептуально Комитет поддерживает проект федерального закона N 1080003-7 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.