Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 985268-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний", внесенному депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, В.И. Кашиным и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается признать объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций косвенную реализацию недвижимого имущества, под которой понимается реализация иностранной организацией в иностранной юрисдикции принадлежащих ей акций (долей) российской организации, владеющей этим имуществом, в результате которой к приобретателю - также иностранной организации, не имеющей представительства в Российской Федерации, переходит контроль над российской организацией. Источником дохода в этом случае будет иностранная организация, получающая доход от реализации (проектируемые подпункт 1.1 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации, далее- НК РФ).
Объектом налогообложения налогом на имущество организаций предлагается признать недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, которым иностранная организация владеет в качестве холдинговой или субхолдинговой компании посредством преобладающего контроля над дочерними компаниями и обществами, которые прямо или косвенно (посредством участия в других дочерних компаниях и обществах) владеют указанным недвижимым имуществом (проектируемый подпункт 3 пункта 1 статьи 374 НК РФ).
Из буквального смысла законопроекта следует, что он предполагает распространение юрисдикции Российской Федерации в сфере налогообложения на совершаемые на территории иностранных государств сделки с акциями (долями) российских организаций, являющихся собственниками находящегося в Российской Федерации недвижимого имущества, в результате которых контроль над российской организацией переходит от одной иностранной организации к другой иностранной организации. Признавая при этом источником выплаты дохода иностранную организацию, получившую доход от реализации акций (долей), законопроект устанавливает, что удержание налога будет производиться за счет доходов от реализации недвижимого имущества.
Действующее налоговое законодательство, признавая иностранные организации налогоплательщиками налога на прибыль организаций (статьи 246, 246.2 НК РФ), связывает налогообложение прибыли, полученной такими организациями (за исключением контролируемых иностранных компаний), с нахождением источника дохода на территории Российской Федерации (статьи 247, 306-309 НК РФ).
В частности, подпунктом 5 пункта 1 статьи 309 НК РФ к подлежащим обложению налогом на прибыль доходам, полученным от источников в Российской Федерации, отнесены такие доходы иностранных организаций, получение которых не связано с их предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, как доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
Поскольку в случае заключения сделки по реализации акций российских организаций между иностранными юридическими лицами в иностранной юрисдикции такой источник на территории Российской Федерации не создается, удержание налога в этой ситуации российскими налоговыми органами не представляется возможным. Полагаем, что налогообложение в этом случае может производиться в рамках соответствующих международных соглашений о налогообложении.
Предложение об удержании налога за счет доходов от реализации недвижимого имущества не согласуется с понятием реализации, содержащимся в статье 39 НК РФ, которой под реализацией товаров, работ или услуг понимается передача права собственности на возмездной или безвозмездной (в случаях, предусмотренных законом) основе. В данном случае передача права собственности на недвижимое имущество не происходит. Установление же юридической фикции реализации недвижимого имущества, понимаемой как переход права на акции, не приведет к образованию дохода у источника в Российской Федерации, из которого можно будет реально удержать соответствующий налог.
В части, касающейся распространения обязанности по уплате налога на имущество организаций на холдинговые или субхолдинговые иностранные организации, отмечаем следующее.
Согласно статье 374 НК РФ недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в том числе имущество иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
С учетом данной нормы имущество, указанное в проектируемом подпункте 3 пункта 1 статьи 374 НК РФ, будет являться объектом налогообложения у соответствующей российской организации, на балансе которой оно числится.
Возложение обязанности по уплате налога на имущество в отношении того же имущества на иностранную организацию не соответствует принципу однократности налогообложения одного и того же объекта налогообложения и принципу экономической обоснованности налога.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.