Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 985268-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, В.И. Кашиным и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Указанным проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 309 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), предусматривающие, что при реализации акций (долей) организаций, налог на прибыль организаций может быть удержан за счет стоимости соответствующего недвижимого имущества, в случае если покупателем выступает иностранная организация, не имеющая представительства в Российской Федерации. Кроме того, предлагается установить положение о том, что источником выплаты указанного в законопроекте дохода считаются иностранные компании, получающие доход от реализации своих акций (долей участия в иностранной компании), посредством реализации которых происходит переход контроля над дочерними компаниями и обществами, которые прямо или косвенно (посредством участия в других дочерних компаниях и обществах) владеют недвижимым имуществом.
Рассматривая целесообразность принятия представленной законодательной инициативы, необходимо отметить, что в настоящее время в Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Модельная конвенция ОЭСР) предложено две модели налогообложения косвенной продажи недвижимости - когда налог уплачивает резидент страны, в которой находится имущество, и когда налог платит продавец-нерезидент.
Представленной законодательной инициативой предлагается имплементировать в налоговое законодательство вторую модель, устанавливая, что налог удерживается за счет доходов от реализации недвижимого имущества в случае, если покупателем выступает иностранная организация, не имеющая представительства в Российской Федерации.
Однако в законопроекте не определен правовой механизм взыскания и реализации имущества, указанного в законопроекте, в случаях неуплаты налогов.
Из буквального смысла законопроекта следует, что он предполагает распространение юрисдикции Российской Федерации в сфере налогообложения на совершаемые на территории иностранных государств сделки с акциями (долями) российских организаций, являющихся собственниками находящегося в Российской Федерации недвижимого имущества, в результате которых контроль над российской организацией переходит от одной иностранной организации к другой иностранной организации. Признавая при этом источником выплаты дохода иностранную организацию, получившую доход от реализации акций (долей), законопроект устанавливает, что удержание налога будет производиться за счет доходов от реализации недвижимого имущества.
Действующее налоговое законодательство, признавая иностранные организации налогоплательщиками налога на прибыль организаций (статьи 246, 246.2 Налогового кодекса), связывает налогообложение прибыли, полученной такими организациями (за исключением контролируемых иностранных компаний), с нахождением источника дохода на территории Российской Федерации (статьи 247, 306-309 Налогового кодекса).
В частности, подпунктом 5 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса к подлежащим обложению налогом на прибыль доходам, полученным от источников в Российской Федерации, отнесены такие доходы иностранных организаций, получение которых не связано с их предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, как доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
Поскольку в случае заключения сделки по реализации акций российских организаций между иностранными юридическими лицами в иностранной юрисдикции такой источник на территории Российской Федерации не создается, удержание налога в этой ситуации российскими налоговыми органами не представляется возможным. Налогообложение в этом случае может производиться в рамках соответствующих международных соглашений о налогообложении. Например, Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения предусматривает, что доходы, получаемые резидентом Договаривающегося Государства от отчуждения акций компании, более 50 процентов активов которой прямо или косвенно состоит их недвижимого имущества, расположенного в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Предложение об удержании налога за счет доходов от реализации недвижимого имущества не согласуется с понятием реализации, содержащимся в статье 39 Налогового кодекса, которой под реализацией товаров, работ или услуг понимается передача права собственности на возмездной или безвозмездной (в случаях, предусмотренных законом) основе. В данном случае передача права собственности на недвижимое имущество не происходит. Установление же юридической фикции реализации недвижимого имущества, понимаемой как переход права на акции, не приведет к образованию дохода у источника в Российской Федерации, из которого можно будет реально удержать соответствующий налог.
В части, касающейся распространения обязанности по уплате налога на имущество организаций на холдинговые или субхолдинговые иностранные организации, необходимо отметить, что согласно статье 374 Налогового кодекса недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в том числе имущество иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
С учетом данной нормы имущество, указанное в проектируемом подпункте 3 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса, будет являться объектом налогообложения у соответствующей российской организации, на балансе которой оно числится.
Возложение обязанности по уплате налога на имущество в отношении того же имущества на иностранную организацию не соответствует принципу однократности налогообложения одного и того же объекта налогообложения и принципу экономической обоснованности налога.
Правительство Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации не поддерживают принятие рассматриваемого проекта федерального закона.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 985268-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.