Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 17 февраля 2021 г. К решению Комитета N 237/1
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1098730-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения объема информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или за счет физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами)" (внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, М.Л. Шаккумом, А.А. Гетта, А.Н. Изотовым, И.Ю. Моляковым, Е.Б. Шулеповым, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, А.А. Салпагаровым, М.М. Ульбашевым)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1098730-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения объема информации, предоставляемой потребителю физическому лицу при заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или за счет физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами)" (внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, М.Л. Шаккумом, А.А. Гетта, А.Н. Изотовым, И.Ю. Моляковым, Е.Б. Шулеповым, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, А.А. Салпагаровым, М.М. Ульбашевым) (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроект предполагает внесение изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (от 31 июля 2020 года N 306-ФЗ), Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон "О кредитной кооперации", Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации".
Проектируемыми нормами предлагается закрепить общие требования к финансовым организациям (страховщику, кредитной и микрофинансовой организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг (брокеру, инвестиционному советнику, управляющему), негосударственному пенсионному фонду, кредитному кооперативу) о предоставлении в письменной форме потребителю - физическому лицу при намерении заключить договор с финансовой организацией полной и достоверной информации о таком договоре в том числе, о связанных с заключением договора рисках.
Данное требование распространяется, в том числе, на случаи осуществления деятельности с привлечением третьих лиц.
При этом Банк России вправе:
устанавливать требования к объему и содержанию указанной выше информации, а также способы и порядок ее предоставления;
ограничивать заключение договоров финансовыми организациями с физическими лицами или физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, если при заключении таких договоров физическому лицу была предоставлена неполная и (или) недостоверная информация о договоре и рисках, возникающих при исполнении договора, либо такая информация требует специальных знаний и опыта работы на финансовом рынке. В случае если при этом создается существенная угроза правам и законным интересам инвесторов, Банк России вправе обязать финансовую организацию к ряду действий, например, к обратному выкупу финансового продукта;
отменить указанное выше ограничение по ходатайству финансовой организации при соблюдении ею определенных условий.
Комитет обращает внимание на то, что ряд формулировок ("требует специальных знаний и опыта работы на финансовом рынке", "существенная угроза правам и законным интересам инвесторов") могут иметь неоднозначное толкование, что в свою очередь может привести к созданию правовых коллизий в правоприменительной практике.
Комитет поддерживает предложение о сокращении на полгода срока введения положений о проведении тестирования инвесторов - физических лиц и перенести дату вступления связанных с этим норм Федерального закона от 31 июля 2020 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 апреля 2022 года на 1 октября 2021 года.
Комитет полагает целесообразным при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении определить перечень структурных финансовых продуктов, обеспечивающих при этом сохранность вложенных средств, которые могут быть реализованы финансовыми организациями физическим лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами, а также рассмотреть вопрос о снятии ограничения на реализацию физическим лицам структурных финансовых продуктов и внебиржевых производных финансовых инструментов до 1 апреля 2022 года.
К тексту законопроекта имеется ряд юридико-технических замечаний. Так, например, статья 8 законопроекта вступает в силу со дня официального опубликования федерального закона. В тоже время ее положения содержат ссылки на нормы статьи 51.2.1, касающейся проведения тестирования физических лиц и ожидающей вступления в силу согласно нормам Федерального закона от 31 июля 2020 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 апреля 2022 года. Кроме того, следует учесть, что проектируемыми нормами рассматриваемого законопроекта датой введения в действие положений о проведении тестирования физических лиц устанавливается 1 октября 2021 года.
Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта и полагает возможным рекомендовать его Государственной Думе к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.