Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1130300-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Наряду с сохранением биологического разнообразия и поддержанием в естественном состоянии природных комплексов и объектов, одной из целей создания особо охраняемых природных территорий является их использование в рекреационных целях. Однако на практике это использование остается недостаточным, что во многом связано с низким уровнем гарантий защиты прав инвесторов, создающих и эксплуатирующих рекреационную инфраструктуру на таких территориях.
В соответствии с действующим законодательством в составе национального парка выделяются рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристкой индустрии, музеев и информационных центров. Осуществление рекреационной деятельности также допускается на территории зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Зоны, имеющие рекреационное назначение, могут выделяться и в составе природных парков.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не определены допустимые параметры осуществления на особо охраняемых природных территориях рекреационной деятельности, а также основные принципы осуществления такой деятельности. Правовая неопределенность в этих вопросам, с одной стороны, ограничивает законное использование особо охраняемых природных территорий в целях осуществления рекреационной деятельности, а с другой стороны, повышает риски причинения вреда природным комплексам и объектам при осуществлении такой деятельности.
Для устранения этого недостатка в проекте федерального закона закрепляются основные принципы осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся:
экологическое ориентирование рекреационной деятельности;
не превышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности;
обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности;
использование при осуществлении рекреационной деятельности объектов инфраструктуры, транспорта и оборудования, оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду;
вовлечение местных жителей природных территорий в сферу развития рекреационной деятельности.
Для предотвращения изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются полномочиями устанавливать особенности рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях и перечни некапитальных строений, сооружений и объектов благоустройства, допускаемых к созданию на особо охраняемых природных территориях.
Применительно к национальным паркам вводится обязанность организовывать рекреационную деятельность с учетом предельно допустимых рекреационных нагрузок, которая рассчитывается для каждого национального парка отдельно и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий национальный парк. При этом остаются в силе действующие запреты на осуществление деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам национальных парков, в том числе запрет на создание объектов капитального строительства. Данные изменения позволят обеспечить учет индивидуальных особенностей национального парка при планировании рекреационной деятельности на его территории.
Кроме того, законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие проекта федерального закона обеспечит дальнейшее развитие рекреационных зон особо охраняемых природных территорий, при сохранении их природных комплексов и объектов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.