Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1131784-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан с целью приведения действующего законодательства в части порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
В 2014 году был принят Федеральный конституционный закон Российской Федерации N 11-ФКЗ о поправке к Конституции России, в соответствии с которым Президент России наделяется правом назначать и освобождать представителей Российской Федерации в Совет Федерации в порядке предусмотренном федеральным законом.
До настоящего времени в закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" соответствующие изменения относительно порядка назначения и освобождения членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации внесены не были.
Законопроект восполняет пробел действующего законодательства и в соответствии с п. 4 ст. 95 Конституции России устанавливает правила назначения и освобождения от полномочий членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается изменить существующий порядок формирования Совета Федерации представителями от субъектов Российской Федерации.
Действующий порядок формирования Совета Федерации представителями от субъектов Российской Федерации предусматривает наделение полномочиями члена Совета Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Избрания членов Совета Федерации из депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или из списка, представляемого кандидатом на должность руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации является опосредованным и не предоставляет реальной возможности избирателям участвовать в выборе представителей их региона в Совет Федерации.
Действующий порядок предоставляет возможность избирателям знакомиться только с агитационными материалами кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и агитационными материалами кандидатов на должность главы субъекта Российской Федерации.
В отношении представителей в Совете Федерации от субъекта Российской Федерации избиратель не обладает необходимой информацией и не осуществляет своего волеизъявления.
Вместе с тем, согласно ч. 2 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.
Новый порядок формирования Совета Федерации основывается на принципе закрепленном в ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 229-ФЗ и предлагает наделять полномочиями члена Совета Федерации главу законодательного (представительного) и главу исполнительного органов государственной власти, по должности.
Такое совмещение уже практиковалось и доказало своё преимущество.
Учитывая характер, режим и объем работы Совета Федерации, наделение полномочиями представителя в Совете Федерации руководителей законодательного и исполнительного органов субъекта Российской Федерации представляется не только не обременительным, но и необходимым. Субъекты Российской Федерации смогут принимать непосредственное участие в законодательной деятельности, получив возможность помимо уже имеющейся выступать с законодательной инициативой, голосовать за принятие законопроектов, в том числе утверждать бюджет.
Преимуществом предложенного порядка формирования Совета Федерации России является то, что он позволяет сэкономить федеральному бюджету около 1 миллиарда рублей ежегодно.
Исполнять полномочия члена Совета Федерации предлагается на непостоянной и неоплачиваемой основе, это представляется обоснованным так, как осуществлять представительские функции будут первые лица законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации и эта деятельность для них будет сопутствующей их должностным обязанностям, за которые они получают заработную плату.
Принятие данного федерального закона позволит избирателям направлять в Совет Федерации кандидатов, чья безупречная репутация и деловые качества будут подтверждены итогами выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе сенатора Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" повлечёт признание утратившим силу Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50 (часть 4), ст. 6952)
Принятие федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" потребует внесения изменений в пункт 4 статьи 18 Федерального закона Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в статьи Федерального закон "О статусе сенатора Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.