Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Размер и границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Вопросы возникновения права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок урегулированы в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой соответствующее право возникает с момента государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из изложенных положений действующего законодательства следует, что собственники помещений в многоквартирном доме принимают участие в содержании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно в границах, в которых он был образован.
Кроме того, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, (подпункт "в" пункта 15) определено, что в состав работ и услуг по содержанию общего имущества дома не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества.
Вместе с тем согласно части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 13 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ) собственники и (или) иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми образованы не по границам многоквартирных домов, а с элементами озеленения и благоустройства, принимают участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Возложение на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества противоречит приведенным положениям жилищного законодательства, и нарушает их права.
Более того, из-за сокращения реальных доходов, произошедшего в связи с эпидемией вируса Covid-19, многие граждане не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме. В 2020 году зафиксирован рекордно высокий уровень роста задолженности за последние несколько лет.
Справочно: задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства составляет порядка 810 млрд. руб., при том что в прошлом году она составляла 615 млрд. руб.
Очевидно, что граждане страны нуждаются в помощи государства при оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а не в дополнительной необоснованной (поскольку оплачивается содержание земли, находящейся в публичной собственности) финансовой нагрузке на семейные бюджеты.
Законопроект направлен на устранение приведенных противоречий и защиту граждан от несения необоснованных финансовых обязательств.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.