Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), направленные, как следует из пояснительной записки, на "упрощение и оптимизацию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "Об исполнительном производстве", Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
По концепции законопроекта замечаний не имеется. Между тем ряд его положений нуждается в уточнении, в том числе с учетом следующего.
Согласно подпункту "а" пункта 6 предлагаемой редакции части 1 статьи 111.1 Федерального закона перечень положений, которыми заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, вправе не руководствоваться, изменен, в частности, исключена статья 30.1 Федерального закона ("Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок"), которой данный перечень был дополнен Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 249-ФЗ, и включена статья 14 Федерального закона ("Применение национального режима при осуществлении закупок"). Отмечаем, что сопроводительные материалы к проекту не содержат обоснование таких изменений.
В проектируемом пункте 7.1 части 1 статьи 3 Федерального закона не ясно, о какой категории "иного заказчика, зарегистрированного на территории иностранного государства и осуществляющего деятельность на территории иностранного государства" идет речь применительно к осуществлению закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предлагаемая редакция части 1 статьи 45 Федерального закона предусматривает, что заказчики принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 12 статьи 45 Федерального закона, государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", фондами содействия кредитованию. Обращаем внимание, что в соответствии с "Соглашением об учреждении Евразийского банка развития" (ратифицировано Российской Федерацией, Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 69-ФЗ) банковские гарантии также предоставляет Евразийский банк развития.
Согласно пункту 1 части 8 предлагаемой редакции статьи 24 Федерального закона годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика (в действующей редакции данной нормы указанное значение составляет десять процентов), что требует обоснования. При этом отмечаем, что согласно пункту 5 Приложения N 1 к Протоколу о порядке регулирования закупок Приложения N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе любое из государств-членов стремится к переходу от проведения запроса ценовых предложений (запроса котировок) к преимущественному проведению аукционов.
Проектом федерального закона предлагается ввести понятие "рейтинг деловой репутации участника закупки" (проектируемый пункт 21 части 1 статьи 3 Федерального закона). Согласно определению этого термина под ним понимается "совокупная оценка опыта участника закупки..., формируемая в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10.1 статьи 24.2 Федерального закона...". Однако в соответствии с проектируемой частью 10.1 статьи 24.2 Федерального закона Правительство Российской Федерации наделяется только правом на утверждение "правил формирования, случаев и порядка применения рейтинга деловой репутации участника закупки". При этом в отношении положения проектируемой части 10.1 статьи 24.2 Федерального закона, устанавливающего, что информация о таком рейтинге включается в единый реестр участников закупок, следует иметь в виду, что согласно части 11 статьи 24.2 Федерального закона перечень информации и документов, включаемых в данный реестр, утверждается Правительством Российской Федерации. Кроме того, не ясно соотношение рассматриваемого проектируемого понятия с используемым в ряде положений Федерального закона понятием "деловая репутация" (см. часть 13 статьи 22, пункт 3 части 2 статьи 31, пункт 4 части 1 статьи 32, часть 3 статьи 33 Федерального закона).
Положения предлагаемой редакции части 4 статьи 4 Федерального закона, в частности, пункта 1 данной части, нуждаются в обосновании с учетом предусмотренных законодательством ограничений в общедоступности информации (например, банковская, налоговая тайна). Кроме того, не ясно, являются ли положения пунктов 1 и 2 указанной части исключениями из общей нормы о размещении информации, содержащейся в единой информационной системе, на официальном сайте. Также в целях однозначного понимания проектируемых положений следует уточнить, каким "органам и лицам, определенным требованиями к предоставлению информации из единой информационной системы, предусмотренными частью 2" данной статьи будет предоставляться соответствующая информация (доступ к ней), в том числе учитывая, что часть 2 указанной статьи не предусматривает такие требования. Кроме того, не ясно, будет ли в соответствии с пунктом 2 предлагаемой редакции части 4 статьи 4 Федерального закона предоставляться доступ к соответствующей информации на основании обращения (запроса), как это предусмотрено в пункте 1 данной части.
Из содержания проектируемого положения части 2 статьи 5 Федерального закона не ясно, какая именно информация "о лице, являющемся владельцем квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи" размещается в единой информационной системе. Поскольку такая информация может содержать персональные данные, полагаем необходимым уточнить данное положение.
Нуждается в дополнительном обосновании положение предлагаемой редакции части 5 статьи 4 Федерального закона, согласно которому не требуется согласие субъекта персональных данных для обработки информации и документов, поступивших от участника закупки, в целях регистрации участника в единой информационной системе, аккредитации на электронной площадке, на специализированной электронной площадке, поскольку отсутствие такого согласия может привести к нарушениям при идентификации участника закупки и предоставляемой им информации, в частности, к недостоверности информации.
Положение пункта 1 части 10 предлагаемой редакции статьи 43 Федерального закона, из содержания которого следует, что участник закупки "вправе" подписать отзыв заявки на участие в закупке "усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки", допускает неоднозначное толкование относительно субъектов, подписывающих такой отзыв, и их права или обязанности подписывать его усиленной электронной подписью.
В отношении проектируемых пунктов 3 и 4 части 13 статьи 34 Федерального закона, дополняющих перечень обязательных условий, включаемых в контракт, не ясно, в связи с чем условие о зачете неустойки (штрафа, пени) "путем уменьшения суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю)" относится только к заказчику, являющемуся бюджетным, автономным учреждением или унитарным предприятием, в то время как возможность осуществить соответствующее уменьшение предоставлена всем заказчикам. Кроме того, следует учитывать, что зачетом встречного однородного требования обязательство прекращается полностью или частично, а не уменьшается (статья 410 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения проектируемого пункта 59 части 1 статьи 93 Федерального закона необходимо соотнести со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которой средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком использования такого резервного фонда. При этом порядок использования резервного фонда, указанного в проектируемом пункте 59 части 1 статьи 93 Федерального закона, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации без каких-либо ограничений. В связи с этим не ясно проектируемое ограничение годового объема закупок по направлениям, определенным в данном пункте (непревышение трех процентов), а также какие "средства бюджета субъекта Российской Федерации" имеются в виду, учитывая, что статьей 81 БК РФ установлено ограничение размера резервных фондов - не более 3 процентов утвержденного законами общего объема расходов.
В предлагаемой редакции статьи 20 Федерального закона следует определить субъект, который по общему правилу осуществляет проведение обязательного общественного обсуждения закупок, в том числе учитывая, что в части 1 предлагаемой редакции данной статьи указан случай проведения такого общественного обсуждения учреждением, унитарным предприятием, иным юридическим лицом.
Положение части 8 предлагаемой редакции статьи 20 Федерального закона, в соответствии с которым по результатам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников общественного обсуждения предусматривается право заказчика внести изменения в план-график, извещение об осуществлении закупки, следует соотнести с положением части 1 предлагаемой редакции данной статьи, устанавливающей в качестве целей проведения общественного обсуждения обеспечение соответствия определенным требованиям информации, включенной также в проект контракта.
В пункте 1 части 3 предлагаемой редакции статьи 25 Федерального закона не указано, кто включается в комиссию по осуществлению закупок, создаваемую организатором совместного конкурса или аукциона. В действующей редакции части 3 данной статьи определено, что в нее включаются "представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением".
Из содержания предлагаемой редакции статьи 43 Федерального закона не ясно, сколько времени предоставляется участнику закупки для "устранения оснований для возврата заявки на участие в закупке", а также что понимается под "изменением...заявки...в порядке, установленном...для подачи заявки на участие в закупке", в частности, имеется ли в виду, что подается новая заявка (пункт 7 части 6, часть 8 предлагаемой редакции статьи 43 Федерального закона).
Положение пункта 1 части 5 предлагаемой редакции статьи 48 Федерального закона в части такого основания для отклонения заявки, как непредоставление информации и документов, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, следует соотнести с указанным подпунктом "д", согласно которому отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В отношении предлагаемой редакции части 4 статьи 93 Федерального закона, предусматривающей перечень случаев, в которых заказчик обосновывает цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и включает в контракт обоснование цены контракта, обращаем внимание, что с 1 апреля 2021 года в данный перечень вносятся изменения (см. Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 449-ФЗ).
В пункте 5 части 9 предлагаемой редакции статьи 24 Федерального закона необходимо разграничить функциональную компетенцию перечисляемых федеральных органов исполнительной власти, привести её в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
В части 2 предлагаемой редакции статьи 53 Федерального закона необходимо определить, на осуществление каких "данных функций" Правительство Российской Федерации наделяет полномочиями федеральный орган исполнительной власти.
В части 2 статьи 99 Федерального закона понятие "субъекты контроля" предлагается распространить на банки, государственную корпорацию, "региональные гарантийные организации". Однако, например, в подпункт "а" пункта 1 части 3 данной статьи, устанавливающий обязанность проведения плановых проверок, необходимые корреспондирующие изменения не вносятся.
По законопроекту имеются следующие замечания юридико-технического характера: в наименовании законопроекта слова "и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" исключить (обращаем внимание, что при доработке текста законопроекта наименование может потребовать дальнейшего уточнения); статью 7 из текста законопроекта необходимо исключить как излишнюю, изменив нумерацию последующих статей законопроекта; последней статьей законопроекта должна быть статья о вступлении его в силу; текст статьи 4 законопроекта необходимо привести в соответствие с редакциями в том числе принятых в декабре 2020 года федеральных законов, которыми внесены изменения в Федеральный закон.
Иные замечания переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.