Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Согласно законопроекту изменения вносятся как в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), так и в иные федеральные законы, такие как Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
В отношении Федерального закона законопроектом предлагается корректировка положений об основных понятиях, а именно вводятся такие определения как "заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства", "контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан", "отдельный этап исполнения контракта", а также определение "рейтинг деловой репутации участника закупки", который позволит отличать добросовестных поставщиков от недобросовестных. Правительству Российской Федерации предоставляются полномочия по утверждению правил формирования, случаев и порядка применения рейтинга деловой репутации участника закупки, информация о котором будет включаться в единый реестр участников закупок и будет доступна для ознакомления.
Одна из основных мер законопроекта - введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме, прежде это было доступно только для планирования закупок и отбора поставщиков. В числе прочего, в целях упрощения проведения электронных процедур предусматривается автоматизация предоставления выписки из Единого государственного реестра юридических лиц путем ее представления заказчику в рамках информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой в сфере закупок без включения участником закупки в состав его заявки.
Законопроектом предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками - конкурс (закрытый, электронные открытый и закрытый), аукцион (электронный, закрытый, закрытый электронный), электронный запрос котировок, а также сокращение количества формируемых документов, унификация требований к действиям участников закупок. В частности, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса.
Законопроект также сокращает и унифицирует сроки осуществления процедур при проведении различных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), порядка осуществления (до окончания срока подачи заявок) заказчиком отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимого различными способами, вводит новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков.
В частности, устанавливаются единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.
В связи с сокращением способов закупок для закупок, к которым не устанавливаются обязательные дополнительные требования, законопроектом предусмотрено введение "универсальной стоимостной предквалификации", что является одной из новелл законопроекта. С помощью такой предквалификации к участию в закупках стоимостью от 20 миллионов рублей будут допускаться только те участники, которые имеют успешный опыт исполнения контрактов в течение 3 лет до даты подачи заявки вне зависимости от предмета закупки и в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Перечень подтверждающей информации и документов будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом уточняются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок. Так, если в настоящее время такие случаи устанавливаются на усмотрение Правительства Российской Федерации, то после принятия предлагаемых законопроектом изменений общественное обсуждение будет проводиться для всех конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей или превышающей два миллиарда рублей (за исключением закупок, которые осуществляются с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и закупок в рамках государственного оборонного заказа).
Еще одна важная новелла законопроекта - это возможность для субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств предоставлять банковские гарантии от государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и региональных гарантийных организаций, что позволит расширить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам.
Комитет считает необходимым отметить, что законопроект включает в себя более пятидесяти существенных изменений в Федеральный закон по различным вопросам, что, в свою очередь, потребует детального и внимательного обсуждения с заинтересованными лицами и последующей корректировки отдельных положений законопроекта. В целом же можно отметить как положительную тенденцию совершенствования законодательства Российской Федерации то, что одним из принципов законопроекта является сокращение случаев принятия подзаконных актов, а также унификация в общих положениях об осуществлении закупок требований к проведению закупок различными способами.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.