Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает свое заключение в части вопросов ведения Комитета.
Законопроект предусматривает комплексное совершенствование положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).
В частности, законопроектом предусматривается сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками: конкурс, аукцион, запрос котировок. Таким образом, законопроектом исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса. При этом действующие дополнительные требования к участникам закупок при проведении конкурсов с ограниченным участием предполагается распространить на случаи проведения открытых конкурсов.
В целях упрощения порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрено существенное сокращение положений, устанавливающих требования к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами, требования к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и их изложение в общих положениях об осуществлении закупок.
В целом концепция законопроекта заслуживает поддержки. В то же время ряд положений законопроекта, по нашему мнению, нуждается в некоторой корректировке.
1. Комитет отмечает, что до сих пор нерешенной остается проблема применения национального режима при осуществлении отдельных закупок в сфере культуры.
Действующей редакцией статьи 14 Федерального закона установлена обязанность применения национального режима при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с частями 3 и 4 указанной статьи устанавливаются запреты или условия допуска с целью применения заказчиками национального режима, что не позволяет в полной мере закупать необходимые товары, обладающие исключительными характеристиками, которые производятся в мире ограниченным числом организаций и не имеют полноценных аналогов в Российской Федерации.
Качество некоторых товаров российского происхождения (например, мебель, ткани, инструменты и материалы для микрофильмирования, переплетных и реставрационных работ), которые закупаются учреждениями культуры (в частности, государственными музеями и библиотеками), не соответствует требованиям к условиям хранения и экспонирования музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации, не обладает должными характеристиками для качественной реставрации ценных и редких документов, а зачастую наносит вред музейным предметам и книжным памятникам при соприкосновении, ввиду низкого качества химического состава материала.
Определенную сложность вызывает осуществление закупки театром исходных материалов для изготовления декораций, костюмов, реквизита и других изделий, необходимых для создания спектаклей. Одежда и обувь многих видов вообще не изготавливается на территории России. Ткани отечественного производства зачастую не отвечают художественному замыслу режиссера или художника спектакля, а также не обладают необходимыми свойствами.
В связи с этим предлагаем исключить из-под действия указанной статьи осуществление закупок отдельных видов товаров, необходимых для исполнения государственного задания учреждения культуры.
2. Предложенные законопроектом изменения затрагивают, в том числе, способы определения подрядчиков (исполнителей) проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации культурных ценностей.
Так, в соответствии с действующей редакцией Федерального закона закупка указанных работ осуществляется на конкурсе с ограниченным участием (статьи 56 и 56.1 Федерального закона), который законопроектом предложено исключить. Согласно законопроекту такие работы указываются в проектируемой статье 48 Федерального закона "Проведение электронного конкурса" только в связи с установлением срока рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Комитет считает необходимым дополнить указанную статью прямой нормой об осуществлении закупки работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации культурных ценностей именно на электронном конкурсе, так как главными факторами определения победителей данного способа закупки являются предложенные ими лучшие условия исполнения контракта.
По смыслу законопроекта закупка работ по сохранению объектов культурного наследия может осуществляться также на электронном аукционе и путем электронного запроса котировок, главным критерием определения победителя которых является наименьшая цена контракта, предложенная участником закупки.
Согласно законопроекту заявка на участие в электронном аукционе и при проведении электронного запроса котировок подлежит отклонению, в том числе в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона (при наличии таких требований).
Обязательность наличия дополнительного требования к участникам закупок работ по сохранению объектов наследия, реставрации культурных ценностей, в том числе при проведении аукционов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 (требование к наличию опыта проведения таких работ).
Однако согласно части 2 статьи 31 Федерального закона, Правительство Российской Федерации наделено правом, а не обязанностью устанавливать к участникам закупок дополнительные требования.
Учитывая уникальность объектов культурного наследия, культурных ценностей Российской Федерации, невосполнимость их утраты в случае непрофессиональных действий подрядчиков, Комитет по культуре считает необходимым дополнить статью 31 Федерального закона положением об обязательности установления Правительством Российской Федераций квалификационных требований к участникам всех способов закупок работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации культурных ценностей (в том числе требований к опыту указанных работ и деловой репутации участников закупок) либо предусмотреть в Федеральном законе запрет определения подрядчиков (исполнителей) указанных работ путем проведения электронного аукциона и запроса котировок.
3. Комитет полагает необходимым внести изменение в часть 1 статьи 93 Федерального закона, предоставляющее возможность государственным и муниципальным музеям закупать услуги страхования культурных ценностей у единственного поставщика.
Необходимость внесения указанного изменения вызвана тем, что владельцы произведений (в особенности крупные музеи), как правило, настаивают, чтобы экспонаты были застрахованы страховыми компаниями, которым они доверяют, и отказываются отдавать музейные предметы (имеющие, как правило, высокую страховую стоимость) для временных выставок при несоблюдении своих требований.
Кроме того, достаточно часто выставки, состоящие из экспонатов нескольких десятков музеев, организовывают авторы выставочных проектов. Очевидно, что выбор компании для страхования такого "выставочного продукта" будет производиться автором выставочного проекта по согласованию с владельцами культурных ценностей.
Предлагаемое изменение соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) который устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда возможна закупка у единственного поставщика. Как указано в пункте 10 Приложения N 25 к Договору, закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляются в случаях, предусмотренных приложением N 3 к настоящему Протоколу. В пункте 34 приложения N 3 определено, что у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) могут быть приобретены услуг рейтинговых агентств и финансовые услуги.
Как определено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, закупка услуг страхования присутствует в перечне случаев, когда возможна закупка у единственного поставщика в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Также обращаем внимание, что в перечень закупок, которые в соответствии с законопроектом могут быть осуществлены с применением закрытых конкурентных способов, следует включить возможность закупки услуг страхования музейных предметов, документов и предметов архивного, библиотечного и иных фондов, направляемых российскими государственными или муниципальными музеями на временные выставки в российские или зарубежные музеи или выставочные центры.
Как было показано выше, в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года данные услуги также могут закупаться у единственного поставщика.
4. Комитет также предлагает предоставить право государственным музеям, являющимися бюджетными учреждениями, заключать без проведения закупочных процедур договоры на организацию выставок с собственниками соответствующих культурных ценностей или с организаторами соответствующих выставочных проектов.
При организации временных выставок направляющая сторона, как правило, настаивает на компенсации стоимости следующих работ и услуг, связанных с доставкой экспонатов к месту проведения выставки:
а) демонтаж экспонатов в месте их постоянного хранения и монтаж на временной выставке, а также последующие обратные действия исключительно силами квалифицированных работников направляющей стороны;
б) реставрационная подготовка экспонатов (их консервация) перед выставкой;
в) транспортировка экспонатов к месту проведения выставки и обратно к месту постоянного хранения;
г) проезд, проживание, суточные сопровождающих экспонаты сотрудников направляющей стороны;
д) страхование направляемых экспонатов;
е) некоторые другие расходы (печать каталога выставки, вознаграждение за использование изображений в случае печати каталога принимающей стороной и т.п.).
Очевидно, что проводить закупочные процедуры на указанные работы или услуги достаточно абсурдно, так как владельцы произведений, как правило, настаивают, чтобы экспонаты перевозились, монтировались и страховались компаниями, с которыми они давно работают и доверяют. Некоторые виды работ или услуг в принципе осуществляются только самими музеями - отправителями экспонатов.
Кроме того, достаточно часто выставки, состоящие из экспонатов нескольких десятков музеев, организовывают авторы выставочных проектов. В этом случае именно они берут на себя всю договорную работу с руководством музеев и далее предлагают сформированный "выставочный продукт". Очевидно, что договор на организацию такой выставки можно заключить только с организатором выставочного проекта.
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по культуре поддерживает принятие проекта федерального закона N 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в первом чтении с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.