Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1084643-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции",
внесенный сенаторами Российской Федерации А.Д. Артамоновым, С.Н. Рябухиным, А.Н. Епишиным и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить, что региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя также государственный контроль (надзор) за соблюдением "требований о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу" (подпункт 2 пункта 1.2 статьи 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
С учетом того, что в оборот алкогольной продукции входят наряду с розничной продажей закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и перевозки (подпункт 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ), полагаем, что проектируемое требование не соответствует объему обязанностей, которые должны исполнять лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции.
Указанное положение также не соотносится с обоснованием, представленным в пояснительной записке к законопроекту, согласно которому в проекте должна быть решена проблема, связанная с тем, что "органы власти субъектов Российской Федерации ... не наделены полномочиями по проверке соблюдения требований о запрете розничной продажи алкогольной продукции, оборот которой не зафиксирован в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - ЕГАИС).
Одновременно при доработке законопроекта следует иметь в виду, что согласно действующей редакции изменяемой нормы вышеуказанный региональный государственный контроль (надзор) включает в себя государственный контроль (надзор) за соблюдением в том числе обязательного требования о предоставлении покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС (см. подпункт 13 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Кроме того, отмечаем, что как в указанной норме статьи 16, так и в норме пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающей запрет производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, содержится исключение в отношении случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ. В законопроекте такое исключение отсутствует.
Проектом федерального закона предлагается установить контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в рамках соответствующего вида государственного контроля (надзора) (проектируемый пункт 3 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ), что не согласуется с нормой части 4 статьи 56 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в соответствии с которой проводимые в рамках конкретного вида контроля контрольные (надзорные) мероприятия должны устанавливаться положением о виде контроля.
Также необходимо учитывать, что проектом федерального закона N 1051647-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", принятым Государственной Думой в первом чтении 16 декабря 2020 года, в том числе предлагается изложить статью 23 Федерального закона N 171-ФЗ в новой редакции.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.