Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается урегулировать отношения по производству, хранению, транспортировке, маркировке и реализации "сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками".
В соответствии с проектом улучшенная продукция, сырье и продовольствие должны соответствовать проектируемым требованиям к их производству, транспортировке и реализации. При этом возможно "применение умеренно опасных и (или малоопасных) пестицидов" (пункт 4 части 1 статьи 4). В связи с этим обращаем внимание, что Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не содержит классификации таких веществ по степени опасности. Следует также учесть, что СанПиН 1.2.2584-10. "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы", который устанавливает классы опасности, утратил силу с 1 марта 2021 года (см. Постановление Правительства от 08.10.2020 N 1631).
Проектом вводится понятие "улучшенное сырье" (пункт 3 статьи 2), под которым понимается "применяемые при производстве улучшенной сельскохозяйственной продукции семена, части растений, а также кормовые добавки, пестициды, агрохимикаты, в том числе удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты...". Требует пояснения отсутствие в указанном перечне кормов при том, что в него включены кормовые добавки. Кроме того, обращаем внимание, что в первом чтении принят проект федерального закона N 1070685-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", в котором дано определение понятию "агрохомикаты", не включающее химические и биологические удобрения.
Проектом предлагается меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для сельскохозяйственных товаропроизводителей, распространить на производителей "улучшенного сырья" и "улучшенной продукции". При этом проект не определяет "улучшенное сырье" и "улучшенное продовольствие" как "сельскохозяйственное сырье" и "сельскохозяйственное продовольствие". Более того, под "улучшенным сырьем" понимаются в том числе соответствующие установленным требованиям пестициды, агрохимикаты и химические мелиоранты, а под "улучшенным продовольствием" - продукция в том числе искусственного или биотехнологического происхождения.
Таким образом, проектируемые положения не согласуются с предметом регулирования Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", в который входят отношениями, возникающие исключительно в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (статья 1 Федерального закона).
Отмечаем также, что указанный Федеральный закон предусматривает в качестве мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в том числе предоставление бюджетных средств таким лицам в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей. В случае принятия проектруемой статьи 8 товаропроизводителям "улучшенного сырья" и "улучшенного продовольствия" наряду с сельскохозяйственными товаропроизводителями будут оказываться соответствующие меры государственной поддержки, в том числе в виде предоставления субсидий из федерального бюджета и налоговых льгот, однако род деятельности таких товаропроизводителей не относится к производству "сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", на государственную поддержку которого направлен Федеральный закон N 264-ФЗ.
Согласно статье 3 проекта регулирование отношения по производству, хранению, транспортировке, маркировке и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками осуществляется в том числе в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере деятельности в проекте не предусматриваются.
Нуждается в доработке понятийный аппарат проекта (статья 2). Например, неясно соотношение понятий "продовольствие" и "пищевая продукция" (см. также "пищевой продукт" (статья 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Обращаем внимание, что в статье 3 и 5 законопроекта перед словами "актах, составляющих право..." необходимо добавить слова "международных договорах и".
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.