Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1133082-7 "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзацев второго и третьего подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 августа 2019 г. N Пр-1707 об обеспечении внесения подготовленных при участии Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих совершенствование организации проведения медицинских осмотров работников угольной промышленности, в первую очередь работников, занятых на подземных работах, установление порядка и определение условий проведения после рабочей смены реабилитации (в том числе медицинской) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение ежегодной диспансеризации и лечения этих работников.
Законопроектом определяются основные составляющие охраны здоровья работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, в числе которых:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры;
для работников, занятых на подземных работах - обязательные предсменные медицинские осмотры, проводимые до рабочей смены, медицинские осмотры, проводимые при необходимости в течение рабочей смены, а также медицинские осмотры, проводимые при необходимости после рабочей смены, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
профилактические медицинские осмотры, диспансеризация, диспансерное наблюдение;
медицинская помощь, в том числе при профессиональных заболеваниях;
разработка и внедрение корпоративных программ укрепления здоровья, направленных на информирование работников о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом;
послесменная реабилитация.
Законопроект закрепляет полномочия Минздрава России по утверждению соответствующих порядков медицинских осмотров и методических рекомендаций по проведению послесменной реабилитации.
Также законопроектом предусматривается возможность проведения обязательных предсменных, внутрисменных и послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах, с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников, в соответствии с порядком, устанавливаемым Минздравом России.
Согласно законопроекту предсменные медицинские осмотры проводятся в целях выявления признаков воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, и включают в себя сбор жалоб, измерение температуры тела, пульса на периферических артериях, артериального давления (необходимо для работников, которые по итогам предварительных, периодических медицинских осмотров, а также по результатам профилактических медицинских осмотров и диспансеризации отнесены к группе риска по сердечно-сосудистым заболеваниям), определение паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также внешних признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
По мнению объединений работодателей и работников, такая детализация мероприятий, проводимых в рамках предсменных медосмотров, позволит обеспечить стабильность законодательства и однозначность при дальнейшем регулировании данного вопроса на уровне подзаконных нормативных правовых актов.
Положение статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" о диспансеризации работников не реже одного раза в два года законопроектом предлагается заменить нормой о проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлении диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Так, в настоящее время действует Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный приказом Минздрава России от 13 марта 2019 г. N 124н в соответствии со статьей 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно указанному Порядку диспансеризация проводится 1 раз в три года в отношении граждан в возрасте от 18 до 39 лет включительно, ежегодно - в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдельных категорий граждан, а профилактический медицинский осмотр проводится ежегодно в качестве самостоятельного мероприятия или в рамках диспансеризации и диспансерного наблюдения (при проведении первого в текущем году диспансерного приема (осмотра, консультации).
Законопроектом устанавливается, что работникам бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи проводятся профилактические медицинские осмотры, диспансеризация, диспансерное наблюдение, а также оказывается медицинская помощь. Расходы на иные меры в рамках охраны здоровья работников, предусмотренные пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" в редакции законопроекта, возмещаются за счет средств организаций угольной (сланцевой) промышленности.
Статьей 2 законопроекта установлено, что Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 г., что, по мнению предприятий угольной отрасли, необходимо для завершения всех организационных мероприятий, направленных на реализацию норм законопроекта (в том числе для организации технических условий для проведения медицинских осмотров с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния здоровья работников).
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Предлагаемые законопроектом решения не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и не противоречат положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" потребует принятия следующих федеральных законов:
1. Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" (законопроект N 1070354-7, внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, принят в первом чтении 26 января 2021 г.).
2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования проведения медицинских осмотров", предусматривающий в том числе внесение изменений в Федеральный закон 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Головной исполнитель - Минздрав России.
Примерный срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
Внесение изменений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", необходимо в целях уточнения полномочий по изданию предусмотренных законопроектом порядков медицинских осмотров, а также закрепления полномочий по изданию методических рекомендаций по послесменной реабилитации.
Примерный срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка проведения пред сменных, внутрисменных и послесменных медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)".
Принятие данного приказа предусмотрено пунктом 8 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" в редакции законопроекта.
Примерный срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению послесменной реабилитации работников, занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), в том числе показаний к послесменной реабилитации, ее продолжительности, перечня категорий работников, подлежащих послесменной реабилитации, рекомендуемого порядка и условий проведения послесменной реабилитации".
Принятие данного приказа предусмотрено пунктом 10 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.