Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1133972-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается установить уголовную ответственность за незаконную деятельность в сфере возврата просроченной задолженности физических лиц.
Вопросы защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности или совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств, урегулированы Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
Федеральный закон N 230-ФЗ предусматривает, что не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с: применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью; уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения; применением методов, опасных для жизни и здоровья людей; оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц (пункты 1-4 части 2 статьи 6).
За период 2018 - 2019 гг. в ФССП России было принято к рассмотрению более 48 тыс. обращений, в том числе на нарушение требований Федерального закона N 230-ФЗ. В 2020 году приняты к рассмотрению 28 тыс. обращений, в том числе 7,7 тыс. в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр, 13,9 тыс. в отношении микрофинансовых организаций, 2,7 тыс. в отношении кредитных организаций, 3,7 тыс. в отношении иных лиц.
Обращения, которые содержали сведения об угрозах в адрес должников или третьих лиц, а также иные сведения, свидетельствующие о наличии признаков совершенных преступлений, были направлены в соответствии с компетенцией в органы внутренних дел (1506 обращений - в 2018 г., 1849 обращений - за 11 месяцев 2019 г.).
Таким образом, число вышеуказанных обращений растет.
Вместе с тем, как правило, применение к должникам методов, перечисленных в пунктах 1-4 части 2 статьи 6 Федерального закона N 230-ФЗ, осуществляется неустановленными физическими лицами, связать деятельность которых с организациями-кредиторами или лицами, действующими от имени кредиторов или в их интересах, не представляется возможным.
При этом установление лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, не имеющих на это право и грубо нарушающих требования Федерального закона N 230-ФЗ, в большинстве случаев возможно только с использованием полномочий, предоставленных Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Также выявлялись факты возврата просроченной задолженности одного должника разными некредитными финансовыми организациями, аффилированными друг к другу.
В структуре организаций, входящих в группу компаний, существуют отделы, занимающиеся незаконной деятельностью по возврату просроченной задолженности. В целях возврата денежных средств создаются колл-центры, размещаемые в арендуемых офисных помещениях с рабочими местами на 50-100 сотрудников, оборудованными компьютерами, мобильной и IP-телефонией. Трудовые отношения с сотрудниками данных колл-центров официально не оформляются.
В случае возникновении у заемщика просроченной задолженности его персональные данные передаются в работу колл-центрам для дальнейшей "отработки" при помощи угроз жизни и здоровью, сохранности имущества, распространения сведений, порочащих должника, его родственников и знакомых.
Необходимо отметить, что не все незаконные действия, указанные в пунктах 1-4 части 2 статьи 6 Федерального закона N 230-ФЗ, могут образовывать составы преступлений, в иных случаях ответственность наступает по статье 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом очевидно, что применение при возврате просроченной задолженности к должникам и, в особенности к третьим лицам, методов опасных для жизни или здоровья, а также связанных с угрозами уничтожения или повреждения имущества, следует оценивать как общественно опасные деяния. Такие действия часто имеют большой общественный резонанс и освещаются в средствах массовой информации.
На основании изложенного, с учетом приведенных выше статистических данных, свидетельствующих о росте жалоб граждан, можно сделать вывод о том, что установленные в законодательстве Российской Федерации правовые нормы об ответственности за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц в достаточной степени неэффективны.
Законопроектом дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 172.4, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Предлагается установить повышенную ответственность за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, сопряженных с применением насилия или угрозой его применения, уничтожением или повреждением имущества, угрозой таких уничтожения или повреждения, либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство физического лица по отношению к аналогичным деяниям, совершаемым без указанной цели.
Кроме того, с учетом повышенной общественной опасности деяния, совершенные организованной группой, проект федерального закона устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок до двенадцати лет. Вводимые меры ответственности являются адекватными тому вреду, который может быть причинен в результате совершения рассматриваемого преступления.
Полномочиями по проведению предварительного расследования предлагается наделить органы дознания (по части первой) и следственные органы (по части второй) внутренних дел Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.