Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1134395-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В связи существенным повышением цен на моторное топливо в течение мая 2018 года Правительством Российской Федерации было принято решение о досрочном снижении акцизов на дизельное топливо и бензин. Целью указанного решения являлась стабилизация роста цен на топливном рынке.
В 2019 году был принят Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", целью которого было введение так называемого механизма демпфера на топливо в целях стабилизации стоимости топлива на внутреннем рынке.
Вместе с этим данные меры не решили указанные вопросы, а также проблемы уже увеличившейся финансовой нагрузки как на граждан, так и на бизнес. В настоящий момент имеется ряд обстоятельств, свидетельствующих о том, что ценообразование на моторное топливо в Российской Федерации не зависит от рыночных факторов, равно как и от цены на нефть, а подвергается воздействию иных причин, ввиду чего рост цен на моторное топливо в Российской Федерации становится неконтролируемым и скачкообразным.
В частности, при сравнении ряда показателей, отражающих мировые цены на нефть и их корреляцию с графиками цены на нефть на внутренних рынках, прослеживается четкая тенденция, показывающая, что вне зависимости от снижения или повышения цен на нефть на мировом рынке, цены на моторное топливо в России постоянно росли.
Кроме того, исходя из данных Росстата, в ряде случаев можно сделать вывод о том, что средняя цена на моторное топливо в субъекте Российской Федерации не зависит от объективных факторов, а формируется в зависимости от покупательской способности региона. В частности, цены в городе Москве выше на 2-3 рубля за литр, чем цены в окружающих её субъектах Российской Федерации.
Анализ структуры формирования цены моторного топлива показывает, что в России чрезвычайно высокие наценки как в розничном, так и в оптовом сегменте, составляющие около 20 процентов его стоимости, тогда как в мире объем указанных наценок составляет около 10 процентов.
Все указанные обстоятельства дают основания сделать вывод о том, что на российском топливном рынке может иметь место ситуация, связанная с нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации, при которой цены формируются нерыночными методами под влиянием возможного сговора нескольких крупных игроков. Такая ситуация, действительно, может иметь место быть, поскольку, по различным данным, 4 компании владеют в настоящий момент 3Л рынка нефтедобычи в России. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба России уже выносила предупреждение отдельной нефтедобывающей компании ввиду сложившейся ситуации роста цен на моторное топливо.
В настоящее время прогнозирование скачков цен становится невозможным, ввиду чего настоящим проектом федерального закона устанавливается ограничение на рост розничных цен на следующие подакцизные виды топлива: автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин. В соответствии с проектируемыми положениями рост цен на указанные виды товаров ежегодно не может превышать прогнозируемый уровень инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Стоит отметить, что введение механизма государственного регулирования цен на отдельные виды товаров уже предусмотрен законодательством о торговле. В частности, Федеральным законом от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлена возможность в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), установление цен на такие товары, торговых надбавок (наценок) к ценам на них в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, указанным Федеральным законом предусмотрен еще один механизм дополнительного государственного регулирования цен на отдельные виды товаров. В частности, предусматривается, что если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.
Таким образом, настоящий проект федерального закона развивает положения законодательства, предусматривающие государственное регулирование цен в отношении отдельных видов товаров, устанавливая разумное ограничение в отношении наиболее социально значимых видов товаров - подакцизных видов топлива.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.