Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1134427-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов" (далее - Проект федерального закона) разработан в целях реализации задачи внедрения общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (далее - СКДФ), поставленной пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Пунктом 6.2 паспорта федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 20 декабря 2018 г. N 4, поставлена задача принять нормативные правовые акты, обязывающие владельцев автомобильных дорог производить актуализацию данных в СКДФ, а также предусматривающие ответственность за невнесение такой информации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и с частью 1 проектируемой статьи 10.1 Проекта федерального закона СКДФ предусматривается в качестве государственной информационной системы.
Предполагается, что СКДФ должна выполнять определенные функции для различных категорий пользователей автомобильных дорог, а именно:
для владельцев дорог - обеспечение ведения и поддержания в актуальном состоянии сведений об автомобильных дорогах и их участках в цифровой форме, планирование дорожных работ, формирование программ расходования дорожных фондов, учет и контроль фактического выполнения работ;
для органов власти - обеспечение возможности комплексного и детального анализа информации об автомобильных дорогах и истории проведенных работ с учетом гарантийных обязательств, проведение анализа статей формирования и расходования средств дорожных фондов, оперативных и статистических показателей деятельности отрасли, формирование плановой и управленческой отчетности в электронном виде с использованием системы, предоставление инструментов поддержки принятия решений на различных уровнях государственного управления дорожной отраслью;
для коммерческих организаций - обеспечение доступа к актуальной и достоверной информации об автомобильных дорогах, об участках проведения дорожных работ и планируемых дорожных работах, об аварийно-опасных участках, а также предоставление доступа к публичным данным, обрабатываемым СКДФ посредством открытых сервисов информационного обмена;
для пользователей дорожной инфраструктуры - предоставление актуальной информации об автомобильной дороге в привязке к месту проживания пользователя (город, улица, район, субъект Российской Федерации), возможность отправки сообщения о качестве автомобильных дорог, либо предложений в части развития дорожного хозяйства, получение обратной связи от владельцев автомобильных дорог, доступ к информации об участках проведения и планирования дорожных работ, фактическом их выполнении, сведений о формировании и расходовании средств дорожных фондов с различной детализацией;
для общественных организаций - предоставление актуальной и достоверной информации об автомобильных дорогах и участках дорог с учетом истории проведенных на них дорожных работ, а также о планируемых, выполняемых и выполненных дорожных работах, и их результатах, о программах расходования дорожных фондов, о формировании дорожных фондов всех уровней, о сообщениях граждан о качестве дорог;
для участников проектной деятельности - обеспечение формирования портфеля проектов, ведение паспортов проектов, постановка задач и формирование отчета о выполнении задач, формирование оперативной отчетности о ходе реализации проекта, мониторинг эффективности проектных офисов и контроль исполнительской дисциплины участников проектных офисов и проектов.
В СКДФ будет содержаться информация:
сведения о собственниках, владельцах автомобильных дорог, в том числе концессионерах и частных партнерах по соглашениям о государственно-частном партнерстве, соглашениям о муниципально-частном партнерстве;
наименования автомобильных дорог;
идентификационные номера автомобильных дорог;
протяженность автомобильных дорог и используемых на платной основе участков автомобильных дорог;
сведения о соответствии автомобильной дороги и участков таких дорог техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги;
вид разрешенного использования автомобильной дороги;
сведения об объектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства;
сведения о дорожной деятельности, осуществляемой в отношении автомобильных дорог, и мероприятиях, планируемых и выполняемых в рамках государственной программы субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программ субъектов Российской Федерации с указанием мероприятий по каждому объекту транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства;
результаты оценки технического состояния;
сведения о контрактах и планах-графиках закупок в сфере дорожного хозяйства в привязке к объектам транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства;
сведения о дорожно-транспортных происшествиях, аварийно-опасных участках на дорожной сети с указанием местоположения по каждому объекту транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства;
данные о формировании и использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных дорожных фондов;
информация о состоянии автомобильных дорог, поступающая от пользователей автомобильных дорог;
сведения о гарантийных сроках результатов и стоимости выполненных работ при осуществлении отдельных видов дорожной деятельности в отношении определенной автомобильной дороги в случае их наличия.
База данных СКДФ должна будет содержать сведения о 100% автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения к количеству дорог, указанному в действующих нормативных правовых документах федерального и регионального уровней, и сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Проект федерального закона направлен на обеспечение наполнения и актуализации содержащихся в СКДФ сведений об автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, о частных автомобильных дорогах общего пользования.
Также проектом федерального закона предусмотрено признание статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о Едином государственном реестре автомобильных дорог (далее - ЕГРАД) утратившей силу, ввиду того, что:
ЕГРАД не отвечает функциям формирования и поддержания единой цифровой базы данных в сфере дорожного хозяйства, предусмотренной паспортом национального проектом "Безопасные качественные дороги" в части аттестации на соответствие требованиям по защите информации, определенным паспортами национального проекта "Безопасные качественные дороги" и федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства":
нецелесообразно осуществлять одновременно эксплуатацию информационной системы (СКДФ) и информационного ресурса (ЕГРАД), состав информации в которых будет частично дублироваться.
Проект федерального закона предусматривает установление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, порядка создания, ведения, эксплуатации, модернизации СКДФ, состав сведений, включаемых в нее, в том числе сроки, способы, порядок предоставления информации для ее включения в СКДФ.
Кроме этого, в целях предотвращения утери накопленной в ходе функционирования ЕГРАД указанный перенос информации и сведений из ЕГРАД в СКДФ в полном объеме должен быть осуществлен оператором системы контроля до дня признания утратившей силу статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие Проекта федерального закона:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет значимых финансовых затрат органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
не потребует увеличения численности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема 20110838.doc
их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу.
В Проекте федерального закона содержатся обязательные требования, соблюдение которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Так части 2 и 3 проектируемой статьи 10.1 Проекта федерального закона содержат обязательные требования, за нарушение которых предлагается установление ответственности (проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка формирования и ведения Системы контроля за формированием и эффективностью использования дорожных фондов", ID проекта 01/05/07-19/00093213).
Обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Пункт 1 статьи 1 Проекта федерального закона вступает в силу с 1 июня 2022 г. в целях обеспечения полноценной интеграция данных из ЕГРАД в СКДФ, произведены необходимые технические работы и т.д. Без указанного периода внедрение СКДФ может быть сопряжено с нежелательными негативными последствиями и низкой эффективностью в начальный период эксплуатации СКДФ.
Учитывая изложенное, принятие Проекта федерального закона позволит обеспечить формирование условий для создания, эксплуатации и модернизации СКДФ, что, в свою очередь, обеспечит безусловное выполнение целей и задач, поставленных федеральным проектом "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах .и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов" (далее - Проект федерального закона) не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация предусмотренных Проектом федерального закона положений не повлечет возникновения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий по внедрению в 2020 году общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней будет осуществляться в рамках реализации федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в объеме 6 300 млн. рублей, предусмотренном бюджетной росписью на срок с 2019 года по 2024 год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта, федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" в части исключения полномочий по принятию правил учета автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог, наделения полномочиями оператора системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов, а также в части, предусматривающей полномочия Министерства транспорта Российской Федерации по принятию порядка создания, ведения, эксплуатации, модернизации системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов, включая состав размещаемых сведений, сроки, способы, и порядка предоставления информации для ее включения в систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов и правил взаимодействия оператора системы, поставщиков информации и пользователей информацией.
2. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении порядка создания, ведения, эксплуатации, модернизации системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов, включая состав размещаемых сведений, сроки, способы, и порядка предоставления информации для ее включения в систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов, а также правил взаимодействия оператора системы, поставщиков информации и пользователей информацией".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.