Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1134459-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях совершенствования правового регулирования порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются жилые дома, квартиры по договору социального найма. Общее количество жилых помещений, предоставляемых указанным лицам в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в нем, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также в многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет менее десяти.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти должны создавать условия для осуществления права на жилище. Сиротам обеспечение жилым помещением гарантировано государством. Вместе с тем ограничения по количеству предоставления жилых помещений детям-сиротам в одном многоквартирном доме направлены на то, чтобы ускорить социализацию детей-сирот.
Необходимо соблюдать баланс интересов между достижением задачи социализации детей-сирот и реализацией конституционного права на жилище. Отсутствие жилого помещения и неопределенность со сроками его получения негативно сказываются на социализации детей-сирот в целом.
В Кузбассе число детей-сирот, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, достигает 12 тыс. человек. В 2019 году обеспечено жильем 1410 человек, в 2020 - 1004 человека, дополнительно еще 336 квартир будет сдано в этом году за счет выделенных ранее средств.
Наиболее распространенный вариант строительства многоквартирных домов для небольших городов и крупных сельских населенных пунктов - 45 - 50 квартир. Дома на 10 квартир строятся гораздо реже.
Рынок коммерческого жилья в малых городах и сельских территориях не столь развит. Основное строительство жилья идет за счет бюджетных средств в рамках социальных программ. Следовательно, в таких населенных пунктах жилой дом фактически формируется из социальных категорий: граждане, переселяемые из аварийного жилья, одинокие матери и работники бюджетной сферы, ветераны боевых действий и дети-сироты и т.п. Таким образом, формируются "социальные дома", которые также могут быть рассмотрены как "гетто" социально незащищенных жителей, а могут быть рассмотрены как возможность взаимодействия разных категорий населения и стимул к социализации для детей-сирот. При этом численность жителей многих населенных пунктов превышает 10 тысяч человек и сиротам, соответственно, выделяется меньше жилья.
Считаем целесообразным увеличить общее количество жилых помещений, предоставляемых сиротам в одном многоквартирном доме, до 50 процентов, а также распространить исключение на норматив заселяемости сиротами на многоквартирные дома, количество квартир в которых составляет менее пятидесяти.
Указанные изменения в Федеральный закон позволят увеличить количество предоставляемого сиротам жилья вдвое. Следовательно, время ожидания очереди значительно уменьшится.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не повлечет расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приостановления, признания утратившими силу или внесения изменений в другие акты федерального законодательства не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.