Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1135900-7 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения оснований получения социального налогового вычета)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения оснований получения социального налогового вычета)" (далее - законопроект) разработан в целях установления справедливого регулирования социального налогового вычета, направленного на развитие и поддержание человеческого капитала.
В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК) закрепляет право налогоплательщика НДФЛ на получение социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение лекарственных препаратов. Таким образом государство оказывает поддержку своим гражданам, попавшим в сложное положение ввиду возникновения болезни у них или у близких родственников, возвращая часть денег, перечисленных ими ранее в бюджет, и покрывая часть понесенных затрат на лечение и медикаменты.
Однако, согласно действующей редакции статьи 219 НК, социальный налоговый вычет может получить налогоплательщик НДФЛ, оплативший лечение или приобретение лекарственных препаратов себе, супругу, родителю, а также ребенку (в том числе усыновленному) и подопечным, но в возрасте до 18 лет.
Между тем, нередки случаи, когда после наступления совершеннолетия ребенок остается на иждивении родителей или возникает длительная болезнь, которая может на годы исключить возможность получения собственного дохода совершеннолетним гражданином. Также распространена ситуация, когда ребенок является студентом и не имеет собственного дохода до окончания обучения. В случае болезни и потребности в операции, приобретении медикаментов, расходы в таких ситуациях ложатся на плечи родителей. Но закон в действующей редакции не позволяет получить вычет на лечение детей старше 18 лет. Не делается исключений и для ребенка-инвалида.
Аналогично обстоит дело и с подопечными после достижения ими 18-летнего возраста.
В то же время закон позволяет получать налоговые вычеты при покупке лекарств и оплате лечения своим совершеннолетним супругам и родителям, независимо от того, есть у них свой собственный доход или нет, но не позволяет того же в отношении выросших детей и совершеннолетних подопечных, которые также могут попадать в ситуацию, когда необходимо лечение, но собственных доходов нет и временно необходима помощь от родителей.
Имеющееся ограничение по предоставлению социальных налоговых вычетов на лечение детей с использованием средств родителей только до 18 лет представляется несправедливым и не логичным, создающим излишние преграды к направлению государственной поддержки на восстановление человеческого капитала в ходе лечения.
В этой связи, законопроектом предлагается предоставить налогоплательщику возможность получать социальный налоговый вычет в размере стоимости лекарственных препаратов и лечения не только за себя, своего супруга и родителя, но и за своего ребенка (в том числе усыновленного) и подопечного независимо от их возраста.
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения оснований получения социального налогового вычета)" может привести к увеличению числа налогоплательщиков, которые воспользуются уже предусмотренным Налоговым кодексом социальным вычетом, размер которого ограничен 120 000 рублей в год по всем направлениям соответствующих социально значимых расходов.
Возможное увеличение выпадающих доходов субъектов Российской Федерации может быть учтено в параметрах федерального бюджета на 2022 год. В этой связи предлагается определить дату вступления законопроекта в силу с 1 января 2022 года.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения оснований получения социального налогового вычета)"
Социальный налоговый вычет на медицинские услуги и приобретенные лекарственные препараты рассчитывается на основе фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 тыс. рублей за налоговый период, кроме случаев дорогостоящих видов лечения по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации. Таким образом, за приобретенные лекарственные препараты и по обычным видам лечения за налоговый период возмещается не более 15 600 рублей (13 процентов) в год одному налогоплательщику.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения доступности жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" N 668519-7, вносившемуся Правительством Российской Федерации 18 марта 2019 года, общая сумма выпадающего дохода в связи с предоставлением социального налогового вычета за медицинские услуги и дорогостоящие виды лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, а также лекарственные средства в 2015 году составила 3,8 млрд. руб., в 2016 году - 4,4 млрд. руб.
В 2016 - 2019 году согласно данным налоговой отчетности по форме 5-НДФЛ за соответствующий год (Раздел III. Сведения о физических лицах, которым предоставлены стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты налоговыми агентами по данным формы 2-НДФЛ с признаками "1" и "3") величина социального налогового вычета на лечение, а также лекарственные средства (код вычета 324) и дорогостоящие виды лечения (код вычета 326) в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленного налоговыми агентами, число справок 2 НДФЛ и число получателей вычетов у налоговых агентов составили:
|
2017 |
2018 |
2019 |
сумма вычетов по физическим лицам, получивших доходы (тыс. руб.) по коду 324 |
578 892,3 |
615 968,7 |
667 079,0 |
количество справок по форме N 2-НДФЛ (шт.) с вычетом по коду 324 |
14 192 |
14 946 |
15 991 |
количество физических лиц, получивших доходы (чел.) и заявивших вычеты по коду 324 |
14 072 |
14 885 |
15 948 |
сумма вычетов по физическим лицам, получивших доходы (тыс. руб.) по коду 326 |
243 552,1 |
254 054,2 |
311 672,6 |
количество справок по форме N 2-НДФЛ (шт.) с вычетом по коду 326 |
2 448 |
2 376 |
2 747 |
количество физических лиц, получивших доходы (чел.) и заявивших вычеты по коду 326 |
2 422 |
2 365 |
2 728 |
По данным формы налоговой отчетности 1-ДДК (раздел II Результаты проведенных в отчетном периоде камеральных налоговых проверок налоговых деклараций формы 3-НДФЛ) за 2016 - 2019 годы суммы социальных налоговых вычетов на лечение и дорогостоящее лечение и количество налогоплательщиков, заявивших такие вычеты, составили:
|
2017 |
2018 |
2019 |
Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за лечение и приобретение медикаментов (за исключением расходов по дорогостоящему лечению), по декларациям о доходах (единиц) |
909 890 |
1 058 687 |
855 238 |
Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов по суммам, уплаченным за лечение и приобретение медикаментов (за исключением расходов по дорогостоящему лечению), по декларациям из строки 2060 (тыс. руб.) |
39 202 633 |
46 261 877 |
38 318 441 |
Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за лекарственные препараты для медицинского применения, по декларациям о доходах 2019 года (единиц) |
|
|
36 438 |
Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов по суммам, уплаченным за лекарственные препараты для медицинского применения, по декларациям из строки 2062 (тыс. руб.) |
|
|
690 224 |
Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам расходов по дорогостоящему лечению, по декларациям о доходах (единиц) |
122 949 |
154 190 |
165 000 |
Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов по расходам по дорогостоящему лечению по декларациям из строки 2070 (тыс. руб.) |
16 972 175 |
21 115 580 |
23 051 370 |
С учетом представленной выше информации объем выпадающих доходов по социальным налоговым вычетам, связанным с лечением, включая дорогостоящее, составил в 2017 году 7,4 млрд. рублей, в 2018 году порядка 8,9 млрд. рублей, в 2019 году порядка 8,2 млрд. рублей.
Точную оценку объема выпадающих доходов в связи с принятием законопроекта произвести невозможно в связи с влиянием нескольких факторов:
- возникновение расходов на лечение у представителей различных групп населения в связи с различными заболеваниями и их размер имеет вероятностный характер для каждого года - они могут возникнуть, а может не быть болезней у конкретного человека за отчетный период;
- заявление вычетов при наличии расходов на лечение производится не всеми налогоплательщиками, имеющими на это право, т.к. требует формирования и подачи декларации по итогам отчетного периода, сбора справок, документов по лечению и при относительной небольшой сумме вычета может представляться экономически нецелесообразным;
- при внесении предусмотренных законопроектом изменений может произойти изменение структуры налогоплательщиков, заявляющих вычеты на лечение путем увеличения доли заявителей вычетов от одних близких родственников (супругов, детей) к другим (родителям), без увеличения общей суммы вычетов, т.к. покрываться будут одни и те же расходы на лечение, но с использованием других источников средств.
Возможное увеличение выпадающих доходов может быть учтено в параметрах федерального бюджета на 2022 год. В этой связи предлагается определить дату вступления законопроекта в силу с 1 января 2022 года.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения оснований получения социального налогового вычета)"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения оснований получения социального налогового вычета)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.