Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1102081-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием муниципальных округов"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 16 марта 2021 г. N 161/3)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 февраля 2021 года (протокол N 303, пункт 75) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1102081-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с образованием муниципальных округов" (далее - законопроект).
Нормы законопроекта направлены на приведение ряда отраслевых федеральных законов в соответствие с положениями Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нормами которого был введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ.
Со дня вступления в силу указанного закона до 1 января 2025 года устанавливается переходный период (пункт 2, статья 2). В указанный переходный период федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований должны быть приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Представленным законопроектом предлагается внести изменения в десять отраслевых федеральных законов, закрепив полномочия и права органов местного самоуправления муниципального округа по следующим вопросам: определение границ территорий, прилегающих к учреждениям уголовно-исполнительной системы; участие на местном уровне реагирования в деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасность дорожного движения; организация призыва граждан на военную службу по мобилизации; регистрация актов гражданского состояния; поддержка кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации); реализация полномочий в сфере теплоснабжения. Кроме того, вводятся ограничения и обязанности в сфере противодействия коррупции для глав муниципальных округов, а именно, запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В части своего ведения Комитет отмечает следующее. Нормами Федерального закона N 131-ФЗ закреплены основные вопросы местного значения и права на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения каждого из видов муниципальных образований, в том числе и муниципального округа. Однако, большой пласт отраслевого законодательства содержит полномочия и права органов местного самоуправления в конкретных сферах.
К примеру, Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления был проведен экспертный анализ отраслевых федеральных законов на предмет выявления в них полномочий, прав и обязанностей, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления, по соответствующим сферам общественных отношений. По итогам проведенной работы выявлено 173 отраслевых федеральных законов, определяющих 1577 полномочий органов местного самоуправления.
По состоянию на 1 июля 2020 года в Российской Федерации насчитывается 95 муниципальных округов (за год образовано 56 новых муниципальных округов). Стоит заметить, что в последние годы территориальные основы местного самоуправления претерпели изменения, в частности, активно образуются новые виды муниципальных образований - городской и муниципальный округа.
Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает территориальные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Особенностью городских и муниципальных округов (одноуровневая система организации местного самоуправления) является то, что в их состав входят земли населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Стоит учитывать, что в некоторых субъектах Российской Федерации в отношении ранее созданных городских округов, не отвечающих установленным Федеральным законом N 131-ФЗ критериям урбанизации (доля населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площадь территории городского округа либо плотность населения на территории городского округа), в настоящий момент происходят процессы преобразования городских округов в муниципальные округа, либо они запланированы на ближайшее время. Например, вся территория Магаданской области состоит из городских округов, требующих преобразования в муниципальный округ. Полагаем, на данном этапе особо важно продолжить и ускорить работу по внесению изменений в отраслевые федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части обозначения в них отдельных полномочий, прав и обязанностей органов местного самоуправления муниципального округа.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.