Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 12 марта 2021 г. N 5.1-01/576
на проект федерального закона N 1104165-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года",
принятый Государственной Думой 10 марта 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 1 февраля 2021 года (N 1104165-7).
Ратифицируемый Протокол, подписанный в городе Москве 14 июля 2020 года, определяет условия реструктуризации государственного экспортного кредита (далее - кредит), предоставленного Правительством Российской Федерации Правительству Республики Беларусь на основании названного Соглашения от 25 ноября 2011 года, для финансирования строительства двух энергоблоков атомной электростанции на территории Республики Беларусь. По Соглашению кредит предоставляется Белорусской Стороне "в размере до 10 миллиардов долларов США".
Статьями 1 и 2 Протокола предусматривается продление срока использования Белорусской Стороной кредита до 2022 года (вместо 2020 года), а также определяется новый срок начала его погашения - с 1 апреля 2023 года (вместо 1 апреля 2021 года).
Статьёй 3 Протокола изменяется пункт 1 статьи 4 Соглашения, согласно которому на сумму каждой использованной части кредита начисляются проценты по фиксированной ставке 3,3 процента годовых (вместо ставки 5,23 процента годовых на 50 процентов суммы каждой использованной части кредита и ставки LIBOR для 6-месячных депозитов долларов США на остальные 50 процентов суммы использованной части кредита, увеличенной на маржу в размере 1,83 процента годовых).
Протоколом (статья 4) уточняется норма пункта 1 статьи 5 Соглашения, которая касается начисления процентов на сумму просроченной задолженности Белорусской Стороны по кредиту. Указано, что на сумму такой задолженности начисляются проценты по ставке 3,3 процента годовых, увеличенной на маржу в размере 2 процента годовых (вместо ставки 5,23 процента годовых и ставки LIBOR для 6-месячных депозитов долларов США, увеличенной на маржу в размере 1,83 процента годовых плюс 2 процента).
Кроме того, Протоколом излагаются в новой редакции положения Соглашения, регулирующие порядок погашения Белорусской Стороной просроченной и консолидированной задолженностей в соответствии с Соглашением (пункты 2 и 3 статьи 5 Соглашения). В частности, предусматривается, что Российской Стороне предоставляется право в одностороннем порядке приостановить использование кредита, если Белорусской Стороной не погашены по истечении 90 календарных дней просроченная задолженность и (или) проценты на просроченную задолженность по любым обязательствам Белорусской Стороны по предоставленным Российской Стороной государственным кредитам и кредитам Евразийского фонда стабилизации и развития. В случае если указанная задолженность не погашена по истечении 180 календарных дней Российская Сторона вправе консолидировать всю сумму непогашенной задолженности по Соглашению (основной долг, проценты по кредиту и на просроченную задолженность) и объявить её срочной к погашению. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, Соглашение дополняется данными положениями "в целях защиты интересов Российской Федерации как кредитора, с одной стороны, и стимулирования к недопущению накопления Белорусской Стороной просроченных обязательств".
Протокол (статья 6) вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и действует до полного выполнения Сторонами обязательств по Соглашению и Протоколу.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании пункта 3 статьи 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку касается вопросов реструктуризации долга иностранного государства перед Российской Федерацией.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 25 марта 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.