Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 15 марта 2021 г. N 3.4-05/419
на проект федерального закона N 1104165-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 марта 2021 года.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года (далее - Соглашение) Правительству Республики Беларусь был предоставлен государственный экспортный кредит (далее - кредит) в объёме до 10 млрд. долларов США на финансирование поставок товаров, работ, услуг в целях строительства двух энергоблоков атомной электростанции на территории Республики Беларусь.
Представленный на ратификацию Протокол, подписанный 14 июля 2020 года, закрепляет пересмотренные условия возврата кредита в связи с переносом срока ввода в эксплуатацию энергоблоков N 1 и N 2 атомной станции с 2018 на 2022 год из-за увеличения срока окупаемости атомного проекта, вызванного снижением уровня мировых цен на нефть и газ.
Протокол предусматривает продление периода использования кредита на два года - до конца 2022 года; перенос даты начала погашения основного долга по кредиту с 1 апреля 2021 года на 1 апреля 2023 года; замену действующей "смешанной" процентной ставки по кредиту фиксированной процентной ставкой в размере 3,3% годовых.
Указанный уровень процентной ставки на настоящий момент сопоставим со стоимостью заимствований Российской Федерации на международном рынке капитала на аналогичный срок.
Согласно Протоколу применение пониженной процентной ставки по кредиту определяется с даты осуществления очередной выплаты Белорусской Стороной процентов (1 апреля или 1 октября) после вступления Протокола в силу. До даты вступления Протокола в силу Белорусская Сторона должна будет осуществлять платежи в счёт обслуживания кредита по Соглашению на первоначальных условиях, то есть по повышенной процентной ставке.
В целях защиты интересов Российской Федерации как кредитора и недопущения накопления Белорусской Стороной просроченных обязательств Соглашение дополняется положениями, предусматривающими право Российской Стороны приостановить использование кредита или объявить всю задолженность по Соглашению срочной к платежу в случае длительного (более 90/180 календарных дней соответственно) непогашения Белорусской Стороной просроченной задолженности по любым предоставленным Российской Федерацией государственным кредитам, а также кредитам Евразийского фонда стабилизации и развития.
Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации реализация Протокола повлечёт следующие финансовые последствия (при условии, что указанный Протокол вступит в силу не позднее 30 марта 2021 года):
в период 2021 - 2022 годов поступления в федеральный бюджет сократятся на 906,3 млн. долларов США и составят 370,8 млн. долларов США;
в период 2023 - 2037 годов поступления в федеральный бюджет увеличатся на 887 млн. долларов США и составят 7556,9 млн. долларов США.
В связи с этим ожидается, что с 2021 года общая сумма поступлений в федеральный бюджет по Соглашению сократится на 19,3 млн. долларов США и составит 7927,7 млн. долларов США.
Протокол предусматривает изменение условий погашения задолженности по Соглашению и в соответствии со статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит ратификации.
Положения Протокола не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Протокол вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур и действует до полного выполнения Сторонами обязательств по Соглашению и Протоколу.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьёй 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитеты Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и по экономической политике поддерживают Федеральный закон.
Согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года".
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.