Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1143531-7 "О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить диспозиции частей первой и третьей статьи 171.1 УК РФ по производству, приобретению, хранению, перевозке в целях сбыта или сбыту товаров и продукции либо продовольственных товаров соответственно без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, альтернативой по совершению указанных деяний с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров.
Частью 10 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-Ф3) предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность по осуществлению маркировки отдельных товаров средствами идентификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
Действующие редакции частей первой и третьей статьи 171.1 УК РФ регламентирует ответственность за ввод в оборот и оборот немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке, в том числе не маркированных средствами идентификации.
Вместе с тем необходимо дополнить статью 171.1 УК РФ ответственностью за ввод в оборот и оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с использованием заведомо поддельных средств идентификации, что приравнивается к отсутствию средств идентификации.
Предлагаемое изменение частей первой и третьей статьи 171.1 УК РФ путем их дополнения после слов "предусмотренной законодательством Российской Федерации," словами "либо с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров" направлено на приведение данных норм в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации.
В соответствии с пунктом З.2 части 1 статьи 5 Закона N 381-Ф3 Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению характеристик средств идентификации, в том числе структуры и формата кодов маркировки, кодов идентификации и кодов проверки, правил формирования и нанесения средств идентификации.
В связи с этим действия, связанные с нанесением поддельных средств идентификации для маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, направлены против законного оборота товаров.
Общественная опасность использования поддельных средств идентификации состоит в том, что применение таких средств идентификации является одним из возможных способов легализации незаконных товаров, которые могут представлять опасность для потребителя, при этом для недобросовестных участников оборота товаров создается возможность ухода от уплаты налогов и таможенных платежей.
Криминализация нарушений требований в сфере маркировки товаров средствами идентификации мотивирована значимостью надлежащей маркировки товаров средствами идентификации для фискальных целей и целей государственного контроля прослеживаемости оборота маркированных товаров, а также степенью негативного влияния незаконного оборота промышленной продукции на экономику государства.
При этом ввиду новизны отношений в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации судебная практика по привлечению к ответственности за нарушение требований об обязательной маркировке средствами идентификации по объективным причинам к настоящему времени не сложена, в связи с чем предлагаемые проектом федерального закона изменения имеют превентивный характер.
Учитывая новизну отношений в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации, в целях снижения давления на субъектов предпринимательской деятельности и во избежание необоснованного привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности в условиях правовой неопределенности переходного периода, необходимого для адаптации участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, к новым требованиям, предлагается отложить срок вступления в силу соответствующего Федерального закона на шесть месяцев со дня его официального опубликования.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, при этом проект федерального закона способствует установлению запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предложенные проектом федерального закона изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
Принятие соответствующего Федерального закона не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.