Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1145542-7 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи""
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" разработан с целью рационального использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и во избежание лишних затрат при осуществлении региональных социальных доплат к пенсии.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон 178-ФЗ) с 2020 года устанавливается региональная социальная доплата к пенсии. Установление региональной социальной доплаты к пенсии производится в субъектах Российской Федерации, в которых величина прожиточного минимума пенсионера превышает прожиточный минимум пенсионера в целом по Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону 178-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, осуществляется полностью за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Ранее в ряде субъектов Российской Федерации региональная социальная доплата к пенсии не устанавливалась, ее введение на федеральном уровне наложило на субъекты дополнительную финансовую нагрузку. Кроме того, для организации доставки региональной социальной доплаты к пенсии субъекты Российской Федерации были вынуждены увеличить штатную численность, накладные расходы, а также затраты на обслуживание созданных информационных систем.
В условиях, когда функции по доставке пенсий уже возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в котором имеются соответствующие материальные и трудовые ресурсы, выполнение функции по доставке социальной доплаты к пенсии, размер которой превышает величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на относительно небольшую величину на субъект Российской Федерации является нерациональным расходованием средств региональных бюджетов.
Например, затраты Иркутской области на доставку региональной доплаты к социальной пенсии составят в 2021 году 33,8 млн.рублей при условии, что величина прожиточного минимума пенсионера в Иркутской области превышает среднероссийскую всего на 186 рублей.
В этой связи проектом федерального закона предлагается закрепить, что обеспечение организации доставки региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты пенсионеру исключительно за счет собственных средств и устанавливает ее размер, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты была больше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации, то он берет на себя также финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат.
Законопроект доработан с учетом замечаний, изложенных в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на проект законодательной инициативы от 19.02.2021 N 2.2.-1/567, а также в заключении Правительства Российской Федерации от 02.02.2021 N 1872п-П45.
Проект федерального закона потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, которые могут быть учтены при формировании проектов соответствующих бюджетов на 2022 год. В настоящее время не представляется возможным рассчитать объем дополнительных расходов, однако он составит значительно меньшую сумму по сравнению с той, которую сейчас затрачивают субъекты Российской Федерации, обеспечивающие выплату региональной доплаты к социальной пенсии на условиях софинансирования.
Реализация проекта федерального закона потребует внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 13.02.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" в части определения правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации доставки региональных социальных доплат к пенсии и порядка организации доставки указанных выплат территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи""
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, которые могут быть учтены при формировании проектов соответствующих бюджетов на 2022 год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи""
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" потребует внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 13.02.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" в части определения правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации доставки региональных социальных доплат к пенсии и порядка организации доставки указанных выплат территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.