Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1147175-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен Минстроем России в целях введения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК) института типового проектирования.
С целью обеспечения обязательного использования экономически эффективных проектов повторного применения при создании объектов капитального строительства с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3 июля 2016 г. принят Федеральный закон N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", которым закреплено понятие "проектная документация повторного использования" и определен круг лиц, осуществляющих подготовку проектной документации с обязательным использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования.
С учетом части 2 статьи 48.2 ГрК в настоящее время подготовка проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственной компанией и корпорацией (далее - государственные заказчики), осуществляется с обязательным использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования (далее - ЭПД), соответствующей установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации.
Введение института ЭПД было призвано ускорить и удешевить процесс строительства объектов капитального строительства за счет возможности использования проектных решений, которые уже прошли оценку в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации и которые соответствуют "ценовому" критерию эффективности.
Однако динамика развития строительной отрасли и совершенствования на постоянной основе технических регламентов и сводов правил в строительстве зачастую не позволяют в неизменном виде повторно применять экономически эффективную проектную документацию повторного использования.
Для решения обозначенной проблемы представляется целесообразным исключить из ГрК институт экономически эффективной проектной документации повторного использования и развить институт типового проектирования, сделав типовую проектную документацию составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - Единый реестр). Выполнение работ по развитию Единого реестра будет финансироваться за счет собственных средств оператора - федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы России" (далее - ФАУ "Главгосэкспертиза России").
Типовая проектная документация будет представлять собой проектную документацию, подготовленную с применением экономичных ресурсо-и энергосберегающих архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, организационно-технологических решений, предназначенную для многократного применения при создании аналогичных (по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство) объектов капитального строительства.
Типовая проектная документация будет отвечать критериям, установленным Правительством Российской Федерации.
Минстроем России типовая проектная документация будет отбираться из числа проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы и размещенной в Едином реестре.
Порядок признания проектной документации типовой проектной документацией будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Типовая проектная документация будет применяться на добровольной основе (за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации) любым застройщиком, техническим заказчиком или лицом, обеспечившим выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК (далее - застройщик), при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого он обеспечивает со дня включения сведений о типовой проектной документации в Единый реестр. В этом случае застройщик должен будет выбрать такую типовую проектную документацию, в соответствии с которой планируется строительство объекта капитального строительства с применением Единого реестра, и указать ее в задании на проектирование.
Вместе с тем, при необходимости, Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи обязательного использования типовой проектной документации, однако указанные нормы будут распространяется на объекты капитального строительства, создаваемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Критерии, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, будут устанавливаться Минстроем России.
При этом при подготовке проектной документации, предусматривающей строительство объекта капитального строительства, с применением типовой проектной документации, не допускается внесение изменений в типовую проектную документацию за исключением изменений, которые вправе утвердить застройщик или технический заказчик в соответствии с частью 15.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также изменений в проектную документацию, касающихся оснований и фундаментов.
Реализация положений, предлагаемых законопроектом, не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующие виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виды разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения, отсутствуют.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Развитие Единого реестра, а также эксплуатация ГИС ЕГРЗ для обеспечения возможности внесения сведений о типовой проектной документации будет финансироваться за счет собственных средств оператора ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация положений указанного проекта федерального закона будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных полномочий.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации"
1. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
1) акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий критерии типовой проектной документации.
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
2) акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий порядок признания проектной документации типовой проектной документацией, срок применения типовой проектной документации, порядок отмены решения о признании проектной документации типовой проектной документацией, а также случаи обязательного использования типовой проектной документации.
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
3) акт Правительства Российской Федерации о порядке и плате за получение сведений о типовой проектной документации в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
2. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" потребует признание утратившими силу следующих актов Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации".
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
2) постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 389 "О порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования".
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
3) подпункт "к" пункта 7, абзац четвертый пункта 7.1 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения".
Ответственный исполнитель: Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
4 подпункт "в(1)" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999.
Ответственный исполнитель: Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
5) абзац четвертый подпункта "б" пункта 8 Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной .Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
6) пункты 5.2.18(1), 5.4.89 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
3. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2017 г. N 878 "О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145".
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
2) постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
4. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" потребует принятия приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утверждающий критерии, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации.
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
5. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" потребует признание утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 г. N 662/пр "Об утверждении критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования".
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
6. Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" потребует внесения изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 115/пр "Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов".
Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Срок подготовки: к принятию Государственной Думой Российской Федерации Законопроекта во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.