Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1147029-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"
Досье на проект федерального закона
Разработка федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" (далее - законопроект) обусловлена необходимостью создания современной нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование племенного животноводства в условиях рыночной экономики.
Законопроектом предполагается внести ряд изменений, которые позволят привлечь к развитию племенного дела новых участников, снять излишние административные барьеры.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон о племенном животноводстве) деятельность в области племенного животноводства осуществляется организациями по племенному животноводству и гражданами (крестьянскими (фермерскими) хозяйствами).
При этом, в Законе о племенном животноводстве отсутствуют положения, регламентирующие порядок определения вида племенного хозяйства у граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица.
В соответствии с Законом о племенном животноводстве к гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность в области племенного животноводства без образования юридического лица, применяются положения Закона о племенном животноводстве, которые регулируют деятельность организаций по племенному животноводству, если иное не вытекает из законодательства Российской Федерации или из существа правоотношения.
Законом о племенном животноводстве установлен перечень видов организаций по племенному животноводству, которым не предусмотрена возможность ведения племенного животноводства гражданами или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица.
Указанные нормы ставят в неравное положение участников деятельности в области племенного животноводства, исключив доступ граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица к деятельности по племенному животноводству.
Необходимо отметить, что даже для хозяйств, имеющих форму индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, с парком техники, оборудованием и производственными помещениями, процедура смены правового статуса индивидуального предпринимателя на статус юридического лица является сложной, особенно в части смены системы налогообложения и передачи основных средств производства.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" крестьянские (фермерские) хозяйства могут быть признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Вместе с тем, на необходимость поддержки малых форм хозяйствования, в том числе семейных предприятий, фермеров указывалось в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.
При наделении крестьянских (фермерских) хозяйств правом осуществлять деятельность в области племенного животноводства без образования юридического лица, им необходимо будет обратиться за государственной услугой для определения вида организации в области племенного животноводства. Чтобы соответствовать тому или иному виду организации, необходимо соответствовать минимальным требованиям по количественному и качественному составу поголовья, а также реализации комплекса селекционных мероприятий. С учетом изложенного, по экспертной оценке количество крестьянских (фермерских) хозяйств увеличится не более чем в два раза, по таким направлениям как - пчеловодство, коневодство, овцеводство и козоводство.
Законопроект устраняет указанную правовую коллизию и создаст индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица равные возможности с юридическими лицами на осуществление деятельности в области племенного животноводства.
Кроме того, законопроект направлен на снятие лишних административных барьеров.
Так, статьей 11 Закона о племенном животноводстве установлено, что экспорт и импорт племенной продукции (материала) осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, при наличии разрешения специально уполномоченного Правительством Российской Федерации государственного органа по управлению племенным животноводством.
Вместе с тем, выдача разрешений осуществляется только для импорта (с 2017 года) в рамках предоставления государственной услуги (приказ Минсельхоза России от 05.02.2018 N 44).
Установление контроля качества импортируемой племенной продукции (материала) является необходимым мероприятием с целью недопущения использования в селекции на территории Российской Федерации зарубежный материал, имеющий генетические аномалии, не чистопородный или с отсутствием информации о происхождении.
При этом, выдача разрешений на экспорт племенной продукции (материала) в практике не реализовывалась и является избыточной функцией в виду того, что охрана запатентованных селекционных достижений осуществляется в рамках Гражданского законодательства Российской Федерации.
Экспорт племенной продукции (материала) за 2019-2021 годы
N п/п |
вид |
продукция |
ед. изм. |
2019 г. (по данным регионов) |
2020 г. (прогноз*) |
2021 г. (прогноз) |
1 |
Крупный рогатый скот молочных пород |
нетели, бычки |
голова |
586 |
500 |
550 |
2 |
Крупный рогатый скот мясных пород |
телки, нетели, бычки |
голова |
11087 |
10000 |
10500 |
3 |
Свиньи |
свинки, хрячки |
голова |
45 |
20 |
40 |
4 |
Овцы |
ярки, баранчики |
голова |
496 |
450 |
500 |
S |
Лошади |
кобылы, жеребцы |
голова |
174 |
150 |
180 |
В связи с изложенным, законопроектом предлагается исключить требования по наличию разрешения при экспорте племенной продукции (материала) как дополнительного административного барьера.
В законопроекте также предлагается закрепить за региональными органами управления АПК функции по выдаче заключения о соответствии заявителя виду организации по племенному животноводству.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по определению видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства (утвержден приказом Минсельхоза России от 17.11.2011 N 430 и с 1 июня вступает в силу новый регламент, утвержденный приказом от 14.10.2020 N 606), заключение о соответствии заявителя виду организации за региональными органами управления АПК является одним из обязательных документов для предоставления услуги заявителю.
На территории 81 региона сформирована база племенных ресурсов в различном видовом и породном составе. Следовательно, региональными племенными службами ведется работа по обеспечению надлежащей экспертизы племенной продукции (материала), обобщение данных о бонитировке и информировании заинтересованных лиц о ее результатах в целях стимулирования эффективного использования высокоценных племенных животных.
Результаты вышеуказанной деятельности регионами используется при подготовке заключения о соответствии заявителя виду организации по племенному животноводству.
Принятие законопроекта позволит решить ряд проблем, связанных с регулированием деятельности в области племенного животноводства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" не потребует дополнительных расходов за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.