Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 6 апреля 2021 г. к решению Комитета N 247/2
"О проекте федерального закона N 1129265-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" в целях статистического учета инвестиционной деятельности групп предприятий" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в рамках предмета ведения проект федерального закона N 1129265-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" в целях статистического учета инвестиционной деятельности групп предприятий", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость внесения проектируемых норм обусловлена "возрастающей потребностью в точных, качественных и полных данных об инвестиционном вкладе хозяйствующих субъектов в развитие своих основных средств и экономики страны в целом с целью принятия управленческих решений".
В целях реализации заявленной цели предлагается возложить на держателей реестров акционерных обществ обязанность по ежегодному представлению в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти сведений, включающих "перечень акционеров и долей их участия в уставном капитале акционерных обществ".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг или реестр акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, и предоставление информации из таких реестров.
Услуга по предоставлению реестродержателем информации из реестра является платной. Пунктами 3.6 и 3.7 статьи 8 указанного федерального закона установлены требования к размеру вознаграждения. Так, вознаграждение держателя реестра за составление списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, не должно превышать затраты на его составление. Размер вознаграждения держателя реестра за составление списка владельцев ценных бумаг определяется договором держателя реестра с эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам).
Максимальная плата, взимаемая держателем реестра с зарегистрированных лиц за предоставление информации из реестра, и (или) порядок ее определения устанавливаются Банком России.
Согласно пояснительной записке реализация проектируемых норм потребует дополнительных бюджетных средств. Как отмечается в финансово-экономическом обосновании, дополнительные расходы из федерального бюджета составят 176 740 000 рублей. Указанные расходы потребуются для финансирования доработки имеющихся у Росстата информационных систем.
Из текста законопроекта, пояснительной записки, финансово-экономического обоснования неясно, будут ли услуги реестродержателя по предоставлению сведений в соответствии с проектируемой частью 5.1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" являться оплачиваемыми.
Следует отметить, что согласно действующим нормам Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", для учета прав на ценные бумаги в ряде случаев в реестре вместо владельца ценных бумаг может быть указан номинальный держатель ценных бумаг (депозитарий, в том числе, центральный депозитарий).
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 8.3 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" номинальным держателем ценных бумаг является депозитарий, на лицевом счете (счете депо) которого учитываются права на ценные бумаги, принадлежащие иным лицам. Переход прав на ценные бумаги между депонентами одного номинального держателя ценных бумаг не отражается на его лицевом счете номинального держателя или счете депо номинального держателя.
Таким образом, при получении сведений из реестра в них могут быть отражены не только акционеры - владельцы акций, но и указаны номинальные держатели таких бумаг. В связи с этим, полагаем, что информация, полученная в соответствии с предлагаемой формулировкой проектируемой части 5.1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", не будет в полной мере отвечать целям законопроекта.
Кроме того, из пояснительной записки к законопроекту, текста законопроекта следует, что сведения, содержащие перечень акционеров с указанием доли владения в уставном капитале акционерных обществ, направляются регистраторами в целях ведения реестра групп предприятий. Однако, исходя из проектируемой редакции части 5.1 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", регистратор должен направлять "сведения, содержащие перечень акционеров", т.е. перечень всех владельцев (как физических лиц, так и юридических лиц) акций акционерных обществ, информация о которых содержится в данном реестре ценных бумаг. При этом, как следует далее из текста законопроекта, состав указанных сведений и порядок их представления будут определяться Правительством Российской Федерации в правилах ведения реестра групп предприятий. По мнению Комитета, данная формулировка требует доработки.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рамках своего предмета ведения не имеет концептуальных замечаний к законопроекту. и полагает возможным рекомендовать его к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.