Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1096221-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и статью 4 Федерального закона "О кредитных историях" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено право заемщика обратиться к кредитору с требованием об установлении льготного периода для лиц, имеющих обязательства по договорам потребительского кредита (займа), а также по кредитным договорам, обязательства по которым обеспечены ипотекой и не связаны с предпринимательской деятельностью.
Проектом федерального закона предлагается распространить указанное право на военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву (далее - военнослужащие-заемщики), а также на курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - курсанты-заемщики).
Представляется, что заемщик, являющийся военнослужащим или курсантом, будет вправе определить дату начала и длительность льготного периода, который не сможет превышать срок его военной службы по призыву, увеличенный на 3 месяца. Если дата и срок длительности льготного периода заемщиком установлены не были - льготный период считается равным сроку, оставшемуся до окончания военной службы по призыву, увеличенному на 3 месяца, а дата требования об установлении льготного периода - дата направления требования кредитору.
Поддерживая направленность законопроекта по созданию дополнительных гарантий военнослужащим-заемщикам, а также курсантам-заемщикам, имеющим обязательства по договорам потребительского кредитования и кредитным договорам, обеспеченным ипотекой, Комитет считает важным обратить внимание на следующее.
1. Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" предусмотрено, что гражданин Российской Федерации имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Так, гражданин, имеющий основания для замены военной службы альтернативной, может подать соответствующее заявление в военный комиссариат. Решение об удовлетворении такого заявления выносится призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Вместе с тем из текста законопроекта невозможно установить, распространяется ли данное право на заемщиков, имеющих основания и изъявивших желание на замену военной службы по призыву альтернативной.
2. Проектируемым абзацем 2 части 7 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон) установлено, что при предъявлении кредитору требования о предоставлении льготного периода заемщик вправе представить документ, подтверждающий прохождение им военной службы по призыву и дату начала (окончания) такой службы. Форма такого документа будет установлена Министерством обороны Российской Федерации.
Комитет отмечает целесообразность предусмотреть не право, а обязанность заемщика-военнослужащего представить документ, подтверждающий его право на получение льготного периода.
Также обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба, в том числе по контракту может проходиться гражданами не только в Вооруженных Силах Российской Федерации, но и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и других ведомствах.
В связи с этим форма документа, подтверждающего прохождение военнослужащим-заемщиком и курсантом-заемщиком военной службы по призыву, должна будет утверждаться каждым из таких ведомств.
Также Комитет отмечает, что проект федерального закона не содержит норм, регулирующих порядок определения заемщиком-курсантом даты начала, длительности, а также окончания льготного периода в случае, если заемщик в своем требовании не определил указанные сроки.
3. Комитет отмечает, что требует дополнительного урегулирования вопрос изменения даты окончания льготного периода в случае, если возникли обстоятельства, повлекшие досрочное окончание прохождения военнослужащим военной службы по призыву, а также досрочное прекращение обучения курсанта в военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
4. Из текста законопроекта также не представляется возможным установить, предоставляется ли военнослужащему-заемщику или курсанту-заемщику право получить льготный период однократно или многократно.
Так, например, остается неясным, имеет ли право курсант повторно обратиться к кредитору с требованием об установлении льготного периода в случае, если он был отчислен из профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, и впоследствии был призван на военную службу по призыву или поступил в профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования после прохождения им военной службы по призыву.
5. Комитет обращает внимание, что проектируемое положение в части 15 Федерального закона о неначислении неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа) уже содержится в части 15 статьи 6 1-1 Федерального закона.
В связи с этим предлагаемое изменение представляется избыточным.
Кроме того отмечаем, что часть 15 статьи 6.1-1 распространяется на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (займов), заключенными с заемщиками - физлицами до 03.04.2020 (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа").
В связи с этим требует дополнительного урегулирования вопрос, связанный с применением части 15 статьи 6.1-1 к кредитным договорам (займам), заключенным с заемщиками - физлицами после 03.04.2020 года.
6. Проектируемыми нормами предусматривается распространение положений законопроекта на договоры кредита (займа), заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что кредиторы ведут свою хозяйственную деятельность исходя из прогнозируемых поступлений в краткосрочном и среднесрочном периоде, предлагаемое придание проектируемым нормам обратной силы негативно скажется на их финансовом результате их деятельности, приведет к снижению их финансовой устойчивости.
В связи с этим данное проектируемое положение требует дополнительного обоснования.
Учитывая все вышесказанное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.