Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 24 марта 2021 г. N 245/7
"О проекте федерального закона N 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (по вопросу предоставления банковской гарантии) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в пределах вопросов ведения Комитета законопроект N 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статью 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
В настоящее время в соответствии с частью 25 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) заказчики вправе самостоятельно в документации и положении о закупке предусматривать требования к обеспечению заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе к банковским гарантиям (определять размер, форму, порядок предоставления, срок действия).
Предъявляемые заказчиками требования к обеспечению заявок на участие в конкурентных закупках в ряде случаев создают существенные барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), намеревающихся получить банковские гарантии, что ограничивает участие субъектов МСП в доступе к участию в закупках.
С целью преодоления указанного барьера, проектом федерального закона предлагается конкретизировать требования, предъявляемые к банковским гарантиям заказчиками, представляемые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок.
В связи с этим проектируемыми нормами устанавливается:
1. требования, которые предъявляются к банковской гарантии;
2. содержание таких банковских гарантий;
3. основание для отказа в принятии банковской гарантии, предоставленной участником закупки с участием субъектов МСП;
4. ответственность банка за ненадлежащее исполнение обязательств по банковской гарантии.
С целью исключения случаев, связанных с предоставлением фиктивных банковских гарантий законопроектом предусматривается использование исключительно тех банковских гарантий, которые включены в реестры банковских гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Проект федерального закона также направлен на унификацию требований к содержанию банковских гарантий, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, регулирующего отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (Федеральный закон N 223-ФЗ и Федеральный закон N 44-ФЗ) в части:
- перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии (пункт 7 части 2 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ и пункт 4 части 32 статьи 1 законопроекта);
- срока действия банковской гарантии (пункт 5 части 2 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ и пункт 1 части 31 статьи 1 законопроекта);
- других положений Федерального закона N 44-ФЗ и законопроекта;
Дополнительной новеллой является предоставление Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению типовой формы банковской гарантии, которое будет способствовать недопущению необоснованных отказов в принятии заказчиками банковских гарантий при осуществлении закупок.
Комитет отмечает, что принятие законопроекта будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в Российский Федерации, конкуренции, в том числе на национальном финансовом рынке, повышению прозрачности и гласности в сфере закупок.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает принятие концепции законопроекта N 1116818-7 в I чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.