Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части проведения торгов в электронной форме",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части проведения торгов в электронной форме" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом устанавливается, что реализация имущества должников в рамках исполнительного производства должна осуществляться в электронной форме с привлечением операторов электронных площадок, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень.
Как следует из пояснительной записки, положения законопроекта направлены на повышение уровня прозрачности и конкуренции при проведении торгов и всестороннее обеспечение интересов сторон исполнительного производства.
По законопроекту имеются следующие замечания.
1. Абзацем третьим пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) установлено, что порядок продажи имущества, заложенного по договору об ипотеке, на аукционе определяется правилами статей 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предлагается изложить указанную норму в новой редакции, предусмотрев, что в соответствии с положениями статей 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется порядок продажи заложенного имущества во внесудебном порядке, исключив тем самым ситуации, когда имущество реализуется на основании судебного решения.
Вместе с тем, статьи 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации помимо определения того, в какой форме проводятся торги (аукцион, конкурс или иная форма, предусмотренная законом), содержат указание на то, что договоры о продаже определенного имущества могут быть заключены только путем проведения торгов, а также нормы о порядке заключения договоров на торгах и признании торгов несостоявшимися.
Исключение реализации имущества должников на основании судебных решений из-под действия норм Гражданского кодекса Российской Федерации представляется необоснованным.
2. Положения законопроекта, исключающие требование о публикации сведений о торгах в официальных периодических изданиях и предусматривающие возможность ознакомления с извещением о предстоящих торгах только на сайте в сети "Интернет", требуют дополнительного обсуждения с учетом необходимости бесперебойного обеспечения доступности информационных ресурсов для всех граждан Российской Федерации.
3. Положения законопроекта, вносящие изменения в Федеральный закон N 102-ФЗ, предусматривают увеличение срока (с 5 дней до 10 дней), в течение которого лицом, выигравшим торги, должна быть внесена покупная цена имущества, а также устанавливают запрет на заключение соответствующего договора купли-продажи ранее, чем через 10 дней после подписания протокола о результатах публичных торгов либо после размещения результатов торгов на соответствующем сайте в сети "Интернет".
В пояснительной записке к законопроекту не содержится обоснования целесообразности увеличения такого срока, а также изменения действующего порядка внесения покупной цены и заключения договора купли-продажи.
Кроме того, исходя из предлагаемой редакции положений законопроекта, устанавливающих сроки внесения покупной цены и заключения договоров купли-продажи, невозможно однозначно определить, кто и в какой срок должен совершить предписываемые действия, в связи с чем данные положения нуждаются в доработке.
4. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть 2 статьи 90 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), установив, что порядок проведения торгов в целях исполнения исполнительных документов в порядке исполнительного производства устанавливается Правительством Российской Федерации, исключив указание на Гражданский кодекс Российской Федерации, сам Федеральный закон N 229-ФЗ и иные федеральные законы.
При этом именно Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности, статьей 449.1 определяется, что подразумевается под публичными торгами, устанавливается общее регулирование реализации взыскиваемого имущества, предусматривается, что правила организации и порядка проведения торгов, признания их недействительными могут быть также предусмотрены процессуальным законодательством.
Представляется, что предлагаемое законопроектом нововведение, устанавливающее, что регулирование порядка проведения торгов по исполнительным документам осуществляется Правительством Российской Федерации, противоречит как действующим нормам федерального законодательства, так и проектируемым положениям.
5. Не соотносятся между собой проектируемые положения Федерального закона N 102-ФЗ и Федерального закона N 229-ФЗ в случае, когда торги признаются несостоявшимися из-за того, что участниками публичных торгов "признано менее двух лиц". В частности, проектируемые положения Федерального закона N 102-ФЗ устанавливают, что после признания торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести соответствующее имущество, а в случае отказа от заключения такого соглашения имущество должно быть выставлено на повторные торги. Вместе с тем проектируемые положения Федерального закона N 229-ФЗ при том же основании признания торгов несостоявшимися предусматривают возможность продажи имущества единственному участнику торгов, а в случае отказа единственного участника от приобретения имущества залогодержателю предлагается оставить это имущество за собой. При этом возможность проведения повторных торгов вообще не предусматривается.
Учитывая, что Федеральным законом N 229-ФЗ устанавливается регулирование реализации всех видов имущества, в соответствующей статье должно содержаться указание на наличие исключений из общего правила, имеющихся в проектируемых положениях Федерального закона N 102-ФЗ.
Кроме того, предлагающаяся законопроектом концепция, предполагающая в ряде случаев отмену проведения повторных торгов, требует дополнительного обоснования.
6. Исходя из представленной редакции законопроекта остается неясным порядок проведения торгов в электронной форме. В частности, по-прежнему ли торги будут проводиться в виде аукциона или конкурса либо предполагаются какие-то иные варианты реализации имущества, не указаны основания взаимодействия организатора торгов и оператора электронной площадки (по аналогии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Кроме того, в пояснительной записке не содержится обоснований привлечения для проведения торгов в электронной форме только тех операторов электронной площадки, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако такой подход ограничивает права субъектов, принимающих участие в реализации имущества на торгах. Положения законопроекта, согласно которым реализация на торгах имущества должника производится "специализированной организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации", требуют уточнения, поскольку из представленной редакции невозможно однозначно определить, какая организация подразумевается под "специализированной организацией".
По законопроекту также имеются лингвостилистические и юридико-технические замечания, которые могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части проведения торгов в электронной форме" при условии его доработки с учетом высказанных замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.