Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1143825-7 "О внесении изменения в статью 174.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(об особенностях налогообложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении деятельности в соответствии с концессионными соглашениями),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается исключить организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и заключившие концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 50 тысяч человек, из перечня лиц, на которые возлагаются обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемая инициатива обосновывается трудностями в привлечении инвестиций через механизм концессионного соглашения в связи с отсутствием заинтересованности потенциальных инвесторов в отношении небольших имущественных комплексов объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Это обусловлено, в том числе тем фактом, что потенциальные инвесторы-концессионеры в малых населенных пунктах применяют УСН. В случае заключения инвестором концессионного соглашения при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих обложению НДС, на концессионера возлагаются обязанности плательщика НДС.
Таким образом, при оказании услуг в рамках заключенных концессионных соглашений происходит увеличение налоговой нагрузки концессионеров. Соответственно, реализация инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства становится экономически непривлекательной для потенциальных инвесторов в малых населенных пунктах.
По мнению Правительства Российской Федерации, освобождение ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на основании концессионных соглашений в малых населенных пунктах и применяющих УСН, от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС позволит повысить привлекательность института концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства на малых территориях.
Поддерживая необходимость поддержки инвестиций, в том числе, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также признавая, что принятие законопроекта уменьшит административные издержки налогоплательщиков-концессионеров, связанные с ведением ими учета НДС и представлением налоговых деклараций по НДС по телекоммуникационным каналам связи, Комитет обращает внимание на следующее.
Предлагаемая законопроектом инициатива распространяется только на организации. Между тем, как следует из статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", концессионером может выступать также и индивидуальный предприниматель.
При этом законопроект не определяет периодичность подтверждения численности населенного пункта (каждый налоговый период (квартал) или иной период), а также способ такого подтверждения.
Кроме того, обращается внимание, что принятие законопроекта приведет к разному режиму налогообложения налогоплательщиков, осуществляющих один вид деятельности, но в населенных пунктах с разной численностью населения.
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), что означает осуществление концессионером расходов в отношении объектов основных средств, являющихся предметом концессионного соглашения.
В связи с этим Комитет обращает внимание, что реализация положений законопроекта приведет к невозможности принятия ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими деятельность на основании концессионных соглашений в малых населенных пунктах и применяющих УСН, к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1143825-7 "О внесении изменения в статью 174.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.