Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1190520-7 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее также - законопроект) разработан в целях установления механизма принятия решения о наличии необходимости осуществления цензуры переписки подозреваемых и обвиняемых лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.
В настоящее время в соответствии с частью второй статьи 20 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.
Таким образом, действующий порядок цензуры переписки подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в местах содержания под стражей, наделяет одновременно правом и обязанностью на осуществление цензуры переписки два вида субъектов - администрацию места содержания под стражей и лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело.
При этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, осуществляет цензуру только "в случае необходимости".
При этом в вышеуказанной норме Федерального закона N 103-ФЗ не раскрывается, что понимается под такой необходимостью, в какой момент и на каких основаниях она возникает, а также кто принимает решение о том, что такая необходимость возникла.
Правовая неопределенность указанной нормы приводит к тому, что цензура переписки со стороны органов предварительного расследования, как показывает реальная правоприменительная (в том числе адвокатская) практика, используется тогда, когда на подозреваемого или обвиняемого в целях получения признательных показаний необходимо оказать "давление", затруднить его общение с родственниками и другими близкими лицами, со своим защитником, а также спровоцировать его на использование запрещенных средств мобильной связи и иных вещей и предметов, позволяющих использовать возможности связи, в том числе сети "Интернет".
Между тем может возникать ситуация, когда цензуру переписки подозреваемого и обвиняемого действительно необходимо осуществлять через лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, например, если подозреваемым или обвиняемым является лицо, имеющее связь (родственную, дружескую, приятельскую и т.д.) с сотрудниками администрации места содержания под стражей (например, следственного изолятора).
В этой связи в целях объективного и всестороннего анализа ситуации о наличии необходимости осуществления цензуры переписки подозреваемого или обвиняемого не администрацией места содержания под стражей, а лицом или органом в производстве которого находится уголовного дела, и исключения неправовой заинтересованности данных лица или органа целесообразно установить судебный порядок принятия решения о необходимости осуществления цензуры переписки лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.
Таким образом, законопроектом предлагается внести в часть вторую статьи 20 Федерального закона N 103-ФЗ изменение, изложив второе предложение в редакции, предусматривающей, что цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, на основании решения суда, вынесенного по ходатайству дознавателя, возбужденному с согласия прокурора, или по ходатайству следователя, возбужденному с согласия руководителя следственного органа.
Принятие законопроекта позволит создать действенный и объективный механизм принятия решения о наличии необходимости осуществления цензуры переписки подозреваемых и обвиняемых лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, всесторонне оценить такую необходимость и исключить случаи необоснованного принятия решения о цензуре переписки указанным лицом или органом
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не приведет к появлению выпадающих доходов указанных бюджетов
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.